Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пентагон выступил за возвращение РФ к переговорам по стратегической стабильности
Туризм
В МЭР спрогнозировали прием 9 млн туристов на курортах проекта «Пять морей»
Мир
Forbes указал на преимущество FPV-дронов в боях против западных танков
Мир
Мэр Киева обвинил Верховную раду в манипуляциях и дискредитации
Экономика
Кабмин РФ вернул с 1 марта гибкие экспортные пошлины на уголь в размере 4-7%
Мир
Почти 40% американцев считают траты на поддержку Украины слишком большими
Общество
Стали известны подробности признания в РФ нежелательным связанного с Зыгарем фонда
Экономика
Банки РФ поддержали инициативу о безотзывных сберегательных сертификатах
Мир
Глава Пентагона заявил о гибели более 25 тыс. женщин и детей в Газе
Мир
Bloomberg сообщило о страхе Запада перед последствиями конфискации активов РФ
Мир
Байден признал невозможность достичь прекращения огня в Газе к 4 марта
Мир
NYT сообщила о возможном выделении оружия Украине из запасов Пентагона
Мир
В ОБСЕ заметили беспокойство ЕС из-за идей отправить войска НАТО на Украину
Экономика
Эксперты оценили запуск особого режима IPO для высокотехнологичных компаний
Экономика
ЦБ рекомендовал банкам сократить участие в операциях с цифровыми валютами

Голый Пушкин и Фрунзе с канделябром

В выставочном комплексе "Провиантские магазины" открылась персональная выставка скульптора Леонида Баранова "Диалоги с историей", где прошлое перемешалось с современностью, а величие - с гротеском. Монументальная скульптура - вроде бы не то поприще, где уместны безудержная фантазия и юмор на грани абсурдизма. Однако известный московский ваятель Леонид Баранов наделен именно такими качествами и скрывать их не склонен
0
Солнце русской поэзии - в одежде или без оной - излюбленный объект Баранова (фото: Дмитрий Коробейников)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В выставочном комплексе "Провиантские магазины" открылась персональная выставка скульптора Леонида Баранова "Диалоги с историей", где прошлое перемешалось с современностью, а величие - с гротеском.

Монументальная скульптура - вроде бы не то поприще, где уместны безудержная фантазия и юмор на грани абсурдизма. Однако известный московский ваятель Леонид Баранов наделен именно такими качествами и скрывать их не склонен. Выставка, устроенная в связи с его 65-летием, больше похожа на масштабный постмодернистский карнавал. И пусть список "действующих лиц" выглядит довольно типичным для всякого монументалиста - тут и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Суворов, и Петр I - все же содержание этого шоу решительно не вписывается ни в какие регламенты.

Баранов ироничен, эксцентричен и местами даже экстравагантен. Приключения исторических персонажей в заданных автором обстоятельствах приобретают характер фантасмагории, когда Александр Сергеевич Пушкин, к примеру, предстает в облике обнаженного атлета, Гоголь обрастает готическими шпилями и нервюрами, а Достоевский воспаряет в небеса, окруженный крылатыми музами. И это лишь начало причудливых трансформаций, с которыми зритель сталкивается на каждом шагу. Голова Ломоносова отделяется от туловища, а само туловище исчезает из сюртука. Гипсовый доктор Фрейд словно парит над земной поверхностью, приняв горизонтальное положение. Алюминиевые "Орджоникидзе и Фрунзе" (явно заказная доперестроечная работа) внезапно обретают на своих головах канделябры...

Карнавал выглядит безбрежным и безбашенным. В действительности скульптор хорошо понимает, что делает. И, кстати говоря, делает это мастерски, с применением изысканных технологий. Просто, что уж греха таить, натура его с очевидностью бунтует против клише и казенных трактовок, свойственных монументальному искусству. Присмотревшись, нетрудно отыскать в экспозиции работы вполне серьезные, лишенные эксцентрики и провокативности. Некоторые из них успешно реализованы в городской среде - как, например, композиция с фигурами архитекторов Казакова и Баженова, установленная возле дворца в Царицыне. Но когда эти "благопристойные" изваяния попадают в экспериментальный, студийный контекст, когда их окружают сюрреалистические вещицы кабинетного формата и работы, созданные "для себя", то игровая стихия выявляется буквально во всем. Вдобавок Леонид Баранов намеренно микширует портреты исторических лиц с изображениями современников, таким образом напрочь устраняя всякую иерархию и хронологическую дистанцию. Описанные вольности могут кому-то показаться недопустимыми и даже кощунственными, но если вспомнить о правилах, которые любой творец задает самому себе, нельзя не признать, что Баранов по своим правилам играет чисто и совсем не фолит.

Комментарии
Прямой эфир