Рукописи не горят. В отличие от людей
В 1986 году я написал для "Известий" статью к 100-летию со дня рождения Сергея Мироновича Кирова, одного из самых ярких деятелей большевистской партии. О Кирове я многое узнал еще в Баку, своем родном городе, когда делал фильм о нем. В 20-е годы прошлого столетия Киров возглавлял партийную организацию Азербайджана. Это был очень противоречивый человек, но в революцию верил крепко. В Азербайджане, а потом в Ленинграде он действовал смело и решительно. Не буду пересказывать факты этой бурной биографии. Но на убийстве Кирова в 1934 году остановлюсь. Я был и в музее Кирова, и с соратниками его разговаривал, а потому в юбилейной статье решил преподнести эту трагическую историю с учетом открывшихся фактов.
А факты свидетельствовали: 1 декабря 1934 года в Кирова стреляли энкавэдэшники, а не Л.В. Николаев, инструктор Института истории партии, который, правда, при сем присутствовал. Жена Николаева Мильда Драуле то ли вызывала личный интерес Кирова, то ли нет. Во всяком случае у мужа - ревностное мучение. Он приобрел пистолет, тренировался в лесу. Его арестовали, но вскоре отпустили и даже пистолет вернули. Да, Николаев пришел к мысли о покушении на Кирова, но осуществить его не успел...
Свидетелей убийства было десять человек. По их показаниям выходило, что убийцей Кирова был один из охранников. А ревнивец Николаев подвернулся очень кстати... Факт убийства помог Сталину развернуть массовый террор в стране.
Все это я написал в своей статье, и ее отправили на визу в ИМЭЛ при ЦК КПСС, откуда пришло заключение: убийца - Николаев. И точка. Через пять лет эти новые сведения, бывшие в моей статье, заполонили печать.
Статья о друге Кирова Александре Павловиче Серебровском, председателе Бакинского нефтяного комитета, была напечатана в "Известиях". Но в ней по цензурным соображениям были серьезные купюры. До Баку Серебровский был одним из руководителей Путиловского завода в Петрограде. Крупная фигура, хозяйственник... В феврале 1921 года Ленин предложил передать нефтяную концессию американцам. Серебровский не согласился: нам надо учиться торговать самим. И предложил вариант: определенный процент нефти получает Россия, остальное - бакинцы.
Потребовалась засыпка Биби-Эйбадской бухты. Инженер П. Потоцкий разработал смелый проект, но хозяевам-нефтепромышленникам он оказался не по зубам. Киров и Серебровский разыскали Потоцкого, когда тот сидел в тюрьме. Я встречался с его дочерью, она рассказывала, как оживился отец, как хотел он построить дамбу. Она все же была построена.
В Баку не было ни хлеба, ни мяса. Серебровский едет в Турцию, предлагает бакинскую нефть и достает всё. Мало того, отправляясь домой, он уговорил восемь тысяч молодых и сильных парней, бывших врангелевских солдат, поехать на работу в Баку... Он съездил в Америку, посетил Рокфеллера. Тот заметил залатанную туфлю Серебровского, руководителя Азнефти, оценил его бессребреничество. И разрешил показывать ему все промыслы. Александр Павлович привез из-за океана оборудование... Появилась возможность строить жилье, клубы, школы, бани, заработала электричка.
Позже, в 1926 году, Серебровский переедет в Сибирь, возглавит "Главзолото". Вчетверо повысится добыча золота в стране - Россия выйдет на второе место в мире...
В 1937 году Серебровского вызывают в Москву... Я был знаком с Евгенией Владимировной, его вдовой. По ее рассказам, в Москве мужа сразу увезли в больницу. Позвонил Сталин, объявил, что Серебровского назначили народным комиссаром цветной металлургии. А через несколько дней его "взяли" прямо из больницы. Евгения Владимировна позвонила Сталину. Ее не соединили. Не прошло и часа, как арестовали и ее. Отсидела восемь лет. Выйдя на волю, в конце 1947 года обратилась к Сталину с просьбой разобраться в деле мужа. Ее сослали еще на 10 лет. Инна Александровна - дочь Серебровского - пережила много мучений, пока вызволила мать... При реабилитации Е.В.Серебровской вернули рукопись воспоминаний Александра Павловича "Нефть и золото", но она до сих пор не напечатана.
При царе Серебровского арестовывали шесть раз, при Временном правительстве - один. Восьмой раз - при Советской власти. 10 февраля 1938 года он был расстрелян...
Александр Менделеев
В "Известиях" с 1959 года, стажер отдела советского строительства, затем перешел в "Неделю" и в 1966 году ушел с должности ответственного секретаря в Академию общественных наук. Закончив аспирантуру, занялся социологическими исследованиями по истории отечественной печати. В 1975 году вернулся в "Известия", редактор отдела комвоспитания по 1977 год.
Впоследствии постоянный автор "Известий". Доктор исторических наук.
E-mail: istclub@izvestia.ru Станиславу Сергееву