Актер Алексей Баталов: "В "Трех толстяках" буржуи - из Кремля"

Народный артист СССР, профессор ВГИКа, всенародно любимый актер Алексей Владимирович Баталов теперь еще и глава Российской академии кинематографических искусств "Ника". На этом посту он сменил Эльдара Рязанова. С новоиспеченным президентом побеседовал корреспондент "Известий" Борис Касанин.
вопрос: Что это значит возглавлять "Нику"?
ответ: Ну это вообще громко сказано... Если уж и возглавлять то лишь по торжественным случаям. Для меня новое мое назначение прежде всего связь с людьми, рядом с которыми прошла вся жизнь.
в: Но ведь это еще и своеобразное соперничество. С "Золотым орлом", например, не поссоритесь?
о: "Ника" все-таки старейшая наша премия. Ссориться боже сохрани! Вот "Остров" уже получил награды на "Орле", а на "Нике" ему, возможно, еще предстоит получить.
в: Кстати, а вы какого мнения об этом фильме?
о: Самого высокого. Это настоящее традиционное русское кино, какого давно не было. Причем так не только старые люди говорят, но и молодые тоже. Как-то они почувствовали это...
в: В свое время вы были таким актером, которых значительно позже стали называть "секс-символами". Как вам подобный титул?
о: Что касается секс-символа, это мне напоминает коров на случке, к которым привели быка. В отношении человека это просто не может употребляться. А потом, я не считаю, что играл роли такого плана. После фильма "Дорогой мой человек" я получал письма совсем иного рода. Люди писали, что узнали во мне не в моем герое даже, а во мне человека, у которого были репрессированы близкие. Как это можно было угадать? Об этом не говорилось никогда и нигде.
в: Но все же Гоша, он же Жора, он же Гога это, согласитесь, близко к секс-символу...
о: Он надежный человек. Он оказался рядом с самостоятельной женщиной, с женщиной, которая гораздо сильнее, чем отец ее ребенка. Поэтому фильм вот уже 25 лет так невероятно популярен.
в: Почему вы сегодня так мало снимаетесь? Навскидку могу припомнить только "Карнавальную ночь-2" кстати, вашего предшественника по "Нике" Эльдара Рязанова.
о: Предложения, конечно, поступают, но... Во-первых, периодически возникают разные хвори. Во-вторых, есть ВГИК, в котором я и сегодня преподаю. Сериалы меня вообще не интересуют, потому что сниматься в сериалах это все равно что расписывать стену, которой нет конца. Зато я знаю, что должен сделать телевизионный цикл о людях, которых встречал в течение моей жизни. Тут я живой свидетель и просто обязан это сделать перед их памятью.
в: Вы с детства были рядом с небожителями МХАТа. И Станиславского с Немировичем-Данченко видели?
о: Станиславского не знаю, думаю, что да. Немировича точно видел. Но лучше я помню Качалова, братьев Москвина и Тарханова, с которыми мне даже довелось играть в массовке в "Горячем сердце" еще студентом Школы-студии МХАТа. Они были совершенно разными. Москвин был героем, а Тарханов выдающимся характерным актером. Это очень редко можно встретить. Или вот, слушая сегодня Качалова, мы можем уловить лишь толику того, что в нем было, малую часть его голоса, его манеры говорить... Я помню, как он читал из "Братьев Карамазовых" сцену разговора Ивана с чертом в Школе-студии МХАТа потрясающе! И он был очень доброжелательным человеком. Всегда смотрел вам прямо в глаза. Из второго поколения ну вот, например, Анатолий Петрович Кторов. Настоящий денди, к которому мы так просто не решались подойти.
в: В советские времена денди были не в чести.
о: Но все же они были. Был Леонид Оболенский настоящий денди. Когда искали исполнителя на роль лорда в "Чисто английском убийстве", то никак найти не могли, а посмотрев Оболенского, увидели, что это совсем не такой лорд, который им представлялся. Но именно это и есть настоящий лорд.
в: Одним из первых денди и красавцев был и ваш знаменитый дядя Николай Баталов.
о: Он был еще и моим крестным. Но я куда лучше знал Ольгу Николаевну Андровскую, тетю Олю, жену дяди Коли про которую после кончины Баталова говорили: "не может быть, чтобы она была одна", и все такое... Но это было так. Она оставалась одна до конца своих дней. Вообще, про артистов часто говорят то, чего на самом деле никогда не было.
в: Наверное, ей трудно было во МХАТе соперничать с Тарасовой?
о: Ну, соперничества никакого и не было. Тарасова была царь и бог во МХАТе, она была директором театра, была парторгом...
в: Хотя и завещала отпеть себя в церкви, чем привела в ужас партию и правительство.
о: Это было в русле того, что она всегда стремилась все ухватить. Наверное, подумала: вдруг и Там что-то такое есть?
в: Как вы относитесь к сегодняшнему Художественному театру? Точнее к двум...
о: Мне старомодному мхатовцу ближе театр в Камергерском, которым руководит Табаков. Разумеется, МХАТ сегодня абсолютно не тот, что раньше. Пусть даже и табаковский. Но ведь театр не может жить без публики. Это только в советские времена кино крутили при пустых залах по полгода. Но кино может быть без публики, а театр нет. Вообще интересно, что Табакову удается руководить одновременно двумя театрами. У Мольера, например, не вышло...
в: К разговору о Мольере. С Булгаковым, пьеса которого о французском комедиографе шла да и сейчас идет во МХАТе, вам удалось познакомиться?
о: Познакомиться вряд ли, я был тогда очень мал. Но видеть его я мог он бывал у нас в гостях на Ордынке, я играл с его пасынком. А что касается моих литературных знакомств, это, конечно, прежде всего Ахматова. Это Пастернак настоящий поэт эмоциональный, с горящими глазами. Это Надежда Мандельштам.
в: А сам Осип Эмильевич?
о: Нет, его я уже не застал. А Надежда Яковлевна часто приходила к Ахматовой, они много беседовали. Она была очень подавленным человеком...
в: Кстати, Ахматова очень дружила и с Раневской.
о: Да, они познакомились в эвакуации, куда Сталин лично разрешил выехать из Ленинграда Анне Андреевне и Шостаковичу. У Раневской и Ахматовой были весьма доверительные и серьезные отношения. Их объединяло удивительное отношение к Пушкину, которого и та, и другая чувствовали просто невероятно. Фаина Георгиевна даже порой стеснялась о нем говорить вслух, но постоянно Пушкина перечитывала, даже засыпала с его томиком в руках...
в: Вы жалеете, что вам совершенно мхатовскому человеку так и не пришлось стать актером МХАТа?
о: Ну, во-первых, была статья "враг народа", которая касалась многих моих предков, и я был лишен московской прописки. Ну а потом стараниями Иосифа Хейфица я попал в кино, снялся в "Даме с собачкой", про которую тогда язвительно писали, что, мол, в эпоху больших свершений Хейфиц снимает фильм про даму с песиком. И это про такой тонкий фильм... Вообще, Хейфиц всегда меня поддерживал, особенно в ленинградский период моей жизни.
в: Но ведь еще раньше была и его же "Большая семья" по "Журбиным"...
о: Да, роман, написанный мерзавцем Кочетовым. Но, вы знаете, тогда попасть на экран было совсем не то, что теперь. Это было чудо. Чудом было и то, что мне разрешили снять "Трех толстяков".
в: Почему? Такая прореволюционная вещь.
о: Что вы, это карикатура на революцию!
в: Ну а как же буржуи-толстяки, благородный бедняга Просперо?
о: Да, только эти буржуи из Кремля. Мне, кстати, тогда не дали поставить этот спектакль во МХАТе, он уже позже там появился, а картина вышла только потому, что были госзаказы на детское широкоформатное кино один на Москву и один на Ленинград. Ролан Быков снял "Айболита-66", а я "Трех толстяков".
в: Вы сами больше любите Москву или Ленинград, то есть Петербург?
о: Люблю больше, конечно, Москву, и прежде всего Ордынку, с которой началась моя жизнь. Теперь я живу в знаменитом "Доме на набережной" тоже рядом с Ордынкой.
в: И как вам в этом доме? Флюиды ощущаются?
о: Для меня да. Ведь я в детстве общался с детьми многих, кто из этого дома пропал. Сегодня тут новая публика, я их не знаю. А с Игорем Моисеевым, конечно, всегда раскланиваемся.
в: Гуляете по родным местам?
о: Когда никто не видит. По набережной, по ордынским переулкам, которые знаю конечно же наизусть, по Болотной... Но на прогулки мало времени остается. Вот сейчас экзамены были каждый день во ВГИК ездил.
в: А на семью время остается?
о: Вечерами. Моя жена была когда-то циркачкой, так что я, когда снимал "Трех толстяков", был вполне подкован в цирковой области. Дочери уже за 30, занимается сценарным делом. На дачу вот только редко ездим. У нас не то, что теперь называется дачей зимний дом, гектары земли, а просто садовый участок и, пардон, сортир на улице. Живем по-старомодному.
в: Я все жду, когда вы начнете жаловаться на общее состояние культуры в стране...
о: А чего жаловаться? Со временем все встанет на свое место. Сейчас опять в моде авангард, постмодерн, поновее, постраннее... Но культура складывается из куда более глубоких и фундаментальных вещей, и продолжится она именно ими. А не тем, что сейчас находится на самом виду.
- ВКонтакте