Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Светит ли "Тедди" российскому фильму про геев?

8 февраля официально открывается Берлинский кинофестиваль - первый из ежегодных фестивалей-грандов, к которым также относятся Каннский, Венецианский и Торонтский. К сожалению, все 2000-е годы именно Берлинале игнорирует российское кино. Берлинский фестиваль - наиболее политизированный. Тут ценят за демократическую прямоту, за политкорректность, за пропаганду идей мира и социализма.
0
8 февраля официально открывается Берлинский кинофестиваль (фото gettyimages.com)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

8 февраля официально открывается Берлинский кинофестиваль — первый из ежегодных фестивалей-грандов, к которым также относятся Каннский, Венецианский и Торонтский. К сожалению, все 2000-е годы именно Берлинале игнорирует российское кино.

Берлинский фестиваль — наиболее политизированный. Тут ценят за демократическую прямоту, за политкорректность, за пропаганду идей мира и социализма — что не мешает, разумеется, попадать сюда и настоящему кино.

В конкурсной программе заочно обращаешь внимание прежде всего на фильмы мэтров. Среди них "Ложное искушение" Роберта Де Ниро (суперстар снял фильм о становлении и проблемах ЦРУ с Мэттом Деймоном, Анджелиной Джоли и рядом других звезд, включая самого себя) и "Хороший немец" Стивена Содерберга с Джорджем Клуни, Тоби Магуайром и Кейт Бланшетт — черно-белая стилизация под фильмы 1940-х об американце, вовлеченном в детективную историю в послевоенном Берлине. Понятно, что особенно привлекают "Письма из Иводзимы" Клинта Иствуда, номинированные сейчас на основные "Оскары". Классик из классиков предпринял очередной неожиданный для своего возраста творческий эксперимент, сняв два фильма об одной и той же битве Второй мировой между американцами и японцами из противоположных блиндажей. "Флаги наших отцов" — с американской точки зрения и на английском. "Письма из Иводзимы" — с японской точки зрения, с японскими актерами и на японском. Фильмы выйдут у нас в марте с интервалом в две недели.

Берлинский конкурс вообще переполнен на сей раз фильмами признанных режиссеров старшего поколения, от которых не знаешь чего ждать: то ли откровений, то ли повторов. В частности, за берлинские призы, именуемые "медведями", будут бороться французы Жак Риветт и Андре Тешине, а также один из лидеров знаменитой чешской киноволны 1960-х годов Иржи Менцель.

Из внеконкурсных картин, которых более трехсот, сам фестиваль выделяет ленты, сделанные актерами, — "Два дня в Париже" американской француженки Жюли Дельпи с ней же в главной роли, "Летний дождь" американского испанца Антонио Бандераса и "Интервью-83" американского американца Стива Бушеми. Заметим, что Бушеми и Бандерас, как и Де Ниро, не новички в режиссуре. А фильм Бандераса любопытен тем, что снят в родной Испании с испанскими актерами, и никакой американской жены Мелани Гриффит в нем нет.

Наше присутствие на Берлинале-2007 можно счесть огромным, если вспомнить, что на Берлинале-2006 нас, считай, не было вообще — только два фильма в проходящем на обочине конкурсе детских картин. В этот раз о-го-го. Аж четыре фильма. Во второй по значимости программе "Панорама" — "Прощай, южный город" режиссера Олега Сафаралиева. Фильм, правда, азербайджано-российский. Но его продюсер Рустам Ибрагимбеков — мэтр кинематографа СССР. В детском конкурсе — мультфильм "Жихарка" студии "Пилот" и режиссера Олега Ужинова. Особо будет представлена в Берлине англоязычная версия "Дневного дозора" — но это событие для нас, если по совести? Фильму-то год с лишним! Наконец, в уже упомянутой "Панораме" будет продемонстрирован документальный фильм неизвестного мне Николая Алексеева "Московская гордость-06" — про московский гей-парад. Я готов заранее поверить, что это талантливая работа. Но хорошо знаю, что у нас есть и другие талантливые документальные ленты, а эту отобрали только за прогрессивную для Берлинале тему. Ведь в Берлине уже 21-й год существует особое жюри секс-меньшинств, вручающее, наряду с главными "медведями", своих медвежат под названием "Тедди".

Равнодушие Берлинале к новому русскому кино тем более очевидно на фоне того интереса к кино СССР и затем России, которым именно этот фестиваль отличался до начала 2000-х, когда им руководил Мориц де Хадельн. Де Хадельна не любили, в том числе у нас, ругали за проголливудские настроения. Приход к руководству Берлинале прогрессиста Дитера Косслика в 2001 году у нас все приветствовали. И я грешным делом. Итог: за все годы руководства Косслика в конкурсной программе побывал лишь один фильм из России, и то снятый на японском и английском — "Солнце" Александра Сокурова в 2005-м. Ладно конкурс. Но что, ничего нельзя было найти для параллельных программ, скажем, "Форума молодого кино", который ориентируется на фильмы экспериментальные? Только что завершившийся фестиваль в Роттердаме (тоже входящий в мировую фестивальную десятку), который любит киноэксперимент и киноарт, показал аж восемнадцать фильмов из России. И ничего — публика не бросалась гнилыми помидорами.

Странность ведь в том, что мы сейчас единственная в мире страна, в которой количество производимых фильмов растет год от года, а сборы в прокате ежегодно увеличиваются минимум на четверть. Берлинале, по идее, должно было клюнуть на наш кинопарадокс. Ведь этот фестиваль претендует на важную геополитическую роль, интересуется социокультурными феноменами. Но не хочет клевать. Его право.

Комментарии
Прямой эфир