Из жизни Копперфилдов
Выходит "Престиж" Кристофера Нолана - режиссера, с ходу обретшего славу артиста после изысканно запутанного триллера "Помни" и делающего теперь новую серию кино-"Бэтменов" с Кристианом Бейлом: второй фильм появится в 2008-м. Пользователи главного мирового киносайта www.imdb.com от "Престижа" в восторге: он попал в список лучших фильмов в истории. Такая сверхоценка многих удивит.
О чем это. О безумном соперничестве двух одержимых тайнами и первенством британских магов в последние годы XIX века. Оба, к восторгу публики, делают фокус с перемещением человека в пространстве, заходя в одну дверь и моментально появляясь из другой на расстоянии десятка метров. Проблема в том, что оба не могут понять, как сие делает соперник. Эти двое предшественников клана Кио и Дэвида Копперфилда были друзьями, но стали врагами, когда во время выступления по ошибке одного погибла жена другого. В противоборстве они не останавливаются ни перед кознями, публично срывая трюки друг друга и обрекая противника на посмешище, ни даже перед убийствами.
Состав фильма звездный. "Копперфилды" Кристиан Бейл и Хью Джекмен. Ассистентка-любовница-шпионка, переходящая от одного к другому, Скарлетт Йоханссон (нечаянная хохма в том, что они с Джекменом недавно появлялись в другом фильме с фокусами в "Сенсации" Вуди Аллена). Создатель механизмов для фокусов Майкл Кейн. Знаменитый и загадочный изобретатель Никола Тесла, который в фильме как раз и придумывает для героя Джекмена машину для перемещения в пространстве, почти столь же загадочный Дэвид Боуи.
Что в этом хорошего. И сразу сложности. Фильм обречен на претензии со стороны как минимум двух групп аудитории. Первая поклонники романа-первоисточника и его автора британца Кристофера Приста. Им не понравится, что режиссер Нолан нагло перелопатил роман, в том числе внеся в сюжет кровавые обстоятельства. Вторая неискушенный зритель. Впрочем, что неискушенный? Даже некоторые искушенные и те не вполне догадаются, что же на самом деле происходит. Нолан мастер запутывать зрителя. А тут уж почти перестарался. События в "Престиже" показаны с точки зрения обоих персонажей. Действие перекидывается из настоящего в прошлое и обратно, тем более что оба героя читают дневники друг друга. В сюжете присутствуют таинственные двойники. А поскольку долго не улавливаешь, являются перемещения наших "Копперфилдов" в пространстве чудом или надувательством, то не можешь понять, фильм какого жанра смотришь: мистический триллер? Фантастический в духе Герберта Уэллса? Или же это драма про жестокость шоу-бизнеса, главными жертвами которого в конечном счете становятся его звезды?
Вместе с тем, как всякий хороший триллер, "Престиж" полон умных смыслов. Это фильм о сути XX века, которая как раз и стала формироваться в конце XIX. О легкости манипуляции общественным сознанием (выигрывает тот, говорят в "Престиже", кто овладевает вниманием). О том, что для одержимых нет понятия морали. Один из героев скорее Моцарт талант. Другой скорее Сальери трудяга. Но поскольку оба одержимы соперничеством и ревностью, разница между Моцартом и Сальери стирается.
Можно также сказать, что "Престиж" фильм о возникшей накануне XX века наивной вере в науку, которая вскоре станет творить истинное чудо. Например, то самое, о чем мечтают герои-"Копперфилды": позволит перемещаться в пространстве (в "Гарри Поттерах" это называется "трансгрессировать"). Но наука и техника в XX веке будут творить не только чудеса, но и смерть что происходит и в фильме.
Однако, кажется, "Престиж" из тех картин, рациональный подход к которым не слишком правилен. Едва ли многотысячные западные фанаты imdb.com искали в "Престиже" исключительно смысл. Зато они восприняли фильм более непосредственно как магический кинороман, полный волнующих загадок и удивительных красок. Потому и оценили его столь высоко.
Один из официальных рекламных слоганов фильма. Внимательно смотришь?
Наш вариант рекламного слогана. Смотри не смотри, внимательно или не очень тебя все равно надуют.