Лучший из Бондов
Автор этих строк никогда не подозревал, что способен испытать воодушевление на премьере очередной серии бондианы. Напомню, что новая называется "Казино "Рояль" - изначально "Бонд-21". Однако испытал, а заодно оценил смелость революции, которую произвели в бондиане ее владельцы и продюсеры. Революция, похоже, своевременна.
Новый Бонд, шестой по счету (если говорить о смене актеров), которого сыграл Дэниел Крейг, радикально отличается от прежних. И не только потому, что "Казино "Рояль" как бы пред-"Бонд", первый фильм про агента 007, снятый по дебютному роману папы Бонда Йена Флеминга. "Как бы пред-"Бонд", потому что действие фильма перенесено в современность, в 2006-й. Бонда еще никто не знает он, считай, заново родился.
Начнем с того, что Крейг очень хороший актер. Шон Коннери (Бонд № 1) и Роджер Мур (Бонд № 3) тоже хорошие актеры, но никто из них до "Бонда" не снимался в фильмах разряда артхаус, т.е. киноискусство. Никто не успел сделать карьеру на театральной сцене. Никто не оговаривал в контракте, что имеет право на любые другие роли, даже те, которые противоречат бондовскому имиджу плохиша-супермена, защитника мира.
Добавим, что Крейг не конфетный красавец и вообще голубоглазый блондин это с ходу взбесило фанатов Бонда. Крейга год поносили на всех интернет-форумах и блогах как только выдержал такую коверную и подковерную бомбардировку? К блондину-Бонду, однако, привыкнут быстро. А насчет того, что он не красавец, я лично засомневался после ночной премьеры фильма в кинотеатре "Октябрь", опередившей из-за разницы часов премьеру лос-анджелесскую. Может, и не красавец. Но зрительницы из-за него падают в обморок. Бонд № 6 наконец-то стал мужиком, каковым не был Бонд № 5 Пирс Броснан, к несчастью для себя, принявший обязательства суперагента МИ-6 во времена разгула политкорректной истерии. Бонду-Броснану под влиянием идеологии феминисток запретили изображать даже такую непременную черту 007, как мачизм: у него был мягкий всепонимающий взгляд, а девушек он укладывал в постель только по взаимной договоренности, при этом они подозрительно часто занимали при невербальном контакте позицию сверху, что означало: не он их, а они его.
Но и это ерунда. У нового Бонда масса других отличительных особенностей. Призываю: не впадайте в отчаяние. Я тоже люблю классическую бондиану. Сначала посмотрите, потом при надобности поспорим.
Итак, первое: все прежние "Бонды" были фильмами в той или иной степени стебными. Новый серьезен. Это реалистический (ну, понятно, что псевдореалистический) боевик, своего рода "Крепкий орешек" с поправкой на то, что Брюс Уиллис в "Орешках" выглядит обычным малым, а Бонд от Дэниела Крейга, как ни старается быть как все, все равно пижон. Второе: у Бонда вы изумитесь появилась судьба! Хотя он прежде был героем комикса, то есть нечеловеком, которому сопереживать смешно и тупо. Он, как выясняется, сирота. "Казино "Рояль" объясняет, почему он потом стал таким циником. Почему? Разочаровался в людях. Интересно, что в Голливуде наметилась тенденция очеловечивать персонажей, которые прежде представлялись картонными. До Бонда очеловечили совсем уже комиксового Бэтмена и тоже в фильме про его истоки "Бэтмен: начало". Третье: в бондиане появились актуальные геополитические детали. Например, упоминаются теракты 11 сентября 2001 года. Представляете кошмар: в комиксовом "Бонде" 1960-х, где 007 сражался с мифической террористической организацией "Спектр", говорится о Карибском кризисе и КПСС?
В "Казино "Рояль" много непривычного для прежнего "Бонда" натурализма: Бонд вечно окровавлен и в шрамах, тогда как Шон Коннери и его враги лишь притворялись, будто бьют друг друга по физиономиям.
Что еще интереснее: это фильм еще и психологический! Бонд сомневается, ошибается, разочаровывается. Фильм длиной 2.30 на две трети состоит из психологических эпизодов (хотя обычная бондиана это только перестрелки, драки, погони и постель), но при этом не кажется скучным. Фактически это не боевик, а история любви и предательства.
Далее: фильм неполиткорректен уже потому, что Бонд мочит много плохих негров (не говоря уже: спит с девушками) и активно ест запрещенную "зелеными" черную икру, сволочь. И совсем уже сенсация: в фильме почти нет компьютерных эпизодов, из которых состояла бондиана 1990-х: лазеры пуляли из неба, растапливая в погоне за машиной Бонда антарктические льды, Бонд удирал как на американских горках на вагонетке по нефтяному трубопроводу и т.д. Есть ровно два: "Ламборджини" с Бондом переворачивается в воздухе примерно пятнадцать раз. И еще: оседает на наших глазах здание в Венеции у Гранд-канала, пока Бонд дерется там с негодяями, пытаясь заодно спасти заточенную в шахту лифта любимую. Всё.
Понятно, что продюсеры фильма отнюдь не авантюристы. Они поняли, что изменений требуют новое время и новая киноаудитория. Они добились невероятного: персонажи бондианы, чистого вроде бы комикса, стали интересны. За них стало можно переживать.
Едва ли не главной проблемой "Бонда" в последние годы оказалась его старомодность. Бондиана сериал, порожденный ушедшей в прошлое "холодной войной": сериал именно шпионский, а не просто суперменско-боевой. Кроме того, его героем зачастую был папик, свой для аудитории 196070-х, когда в кино ходили люди постарше, но несколько чудной для современной молодой публики.
Сериал решили осовременить. Потому ему и понадобилось столь обыденное, не модельное, не конфетное, не гламурное, зато мужицкое лицо секретного агента понадобился не только фрачный, но и потный-окровавленный Бонд.
Нет-нет, я не утверждаю, что фильм во время просмотра понравился всем. Некоторые из журналистов плевались. Ну и пусть.
P.S. Я ничего не сказал про содержание. А зачем? В бондиане тут новый фильм продлевает традицию оно не главное. Пойдите и поймайте свое удовольствие.