Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Трудно быть хиппи

Киноманы, особенно мужского пола, ценят режиссера Ридли Скотта за фильмы "Чужой", "Бегущий по лезвию бритвы", "Тельма и Луиза". Теперь режиссер, всегда делавший триллеры и боевики, а также псевдоисторические фильмы-колоссы "1492: Завоевание рая", "Гладиатор", недавнее "Царство небесное", впервые в жизни изготовил чистопородную комическую мелодраму "Хороший год". Фильм одновременно вышел в Америке и у нас.
0
Рассел Кроу в фильме "Хороший год"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Киноманы, особенно мужского пола, ценят режиссера Ридли Скотта за фильмы "Чужой", "Бегущий по лезвию бритвы",  "Тельма и Луиза". Теперь режиссер, всегда делавший триллеры и боевики, а также псевдоисторические фильмы-колоссы  "1492: Завоевание рая", "Гладиатор", недавнее "Царство небесное",  впервые в жизни изготовил чистопородную комическую мелодраму  "Хороший год". Фильм одновременно вышел в Америке и у нас.

О чем это. Циничный лондонский брокер с лицом Рассела Кроу, гений боев без правил на понижение и повышение, получает наследство от дяди, тоже англичанина, во французском Провансе: имение с роскошно запущенным домом и гектары виноградников. Название фильма изначально адресует именно к виноделию, знающего годы хорошие и не очень.

Ситуация "Евгения Онегина" (где столичный денди тоже обрел наследство в глуши от дяди, который уважать себя заставил) скорректирована тем, что наш герой вырос в дядином поместье, всем дяде обязан. Но не общался с ним лет десять, погрязши в меркантильности. В Прованс он приезжает лишь затем, чтобы продать имение. Тем более что винодельня при нем дрянная. Но тут героя одолевает внутренний враг — ностальгия, в том числе вызванная видами Прованса, которые, как вовремя напоминает фильм, живописал Сезанн. Вдобавок появляются приехавшая из Америки красотка-блондинка, заверяющая, будто она внебрачная дочь дяди (то есть тоже может рассчитывать на наследство), но отличающаяся бескорыстием, и местная красотка-брюнетка — патриотка Прованса и его живительной природы. Итог ясен: герой начинает пересматривать свои идеалы.

Что в этом хорошего. Можно сказать, что сюжет "Хорошего года" состоит из шаблонов. Можно — что идеология фильма тоже не оригинальна. Надо бежать от современной цивилизации, делающей тебя колесиком и винтиком дела, рабом престижной работы. Надо уметь наслаждаться: пейзажами, стариной, вином, красивой женщиной, совершенной французской едой, предполагающей неспешность обеда. Деньги не главное. Главное — собственно жизнь. Американские фастфуды ассоциируются в фильме с жизнью эгоистичной и суррогатной. Хочется по аналогии с фастфудами назвать ее фастжизнью (неологизм наш).

Но шаблоны "Хорошего года" не вызывают в душе никакого протеста. Во-первых, фильм мил (другого определения не подберешь) и забавен. Во-вторых, трудно не разделить порыв режиссера, призывающего вернуться назад из яппи в хиппи и явно мечтающего о такой участи для самого себя.

В-третьих, в фильме совершенно фантастический Прованс. В СССР начала 1980-х киночиновникам дали по башке за выпуск фильма "Крамер против Крамера". Там разоблачалась бессердечность американского суда (из-за чего фильм и выпустили), но одновременно демонстрировался такой быт, что фильм был сочтен пропагандой буржуазного образа жизни. При чем тут "Хороший год"? А при том: он тоже вроде бы осуждает деньги и западные рыночные ценности, зато показывает такой Прованс, с такими историей, архитектурой, бытом, стилем, что если его увидят наши старые коммунисты и молодые националисты, любящие порассуждать о нашей исключительности, то моментально перепропагандируются: впадут в не смываемое вином уныние.

Другое дело, что когда призывы "из яппи — в хиппи!" и "в деревню, в глушь, в Саратов!" звучат из уст такого деловитого парня, как Ридли Скотт, это не может не вызвать иронию. Сам-то он не оставляет ни Лондон, где живет, ни Голливуд. Зато, как и другие художники с левыми взглядами, умело воплощает ностальгию по свободе в пароходы, кинопленки, строчки и другие прибыльные дела. Снял "Хороший год" о стремлении к свободе — и на душе полегчало, и еще больше заработал. В фильме есть и смешная оговорка. Современный, искушенный благами художник готов спрятаться от суеты, только имея солидный счет в банке. Не зря ведь опростившийся герой "Хорошего года" — о-о-очень богатенький буратино.

Специфика. Приятность "Хорошего года" и в том, что это редкий тип романтической мелодрамы, снятой не для женщин, а для мужчин и с мужской точки зрения. Что, впрочем, делает ее пригодной и для зрительниц.

Ударный эпизод. Персонаж Рассела Кроу, предполагавший пробыть в унаследованном имении не больше дня, спешит на самолет и важнейшую деловую встречу в Лондон, но — в белой рубашке и костюме с иголочки — случайно падает мордой вниз в пустой бассейн в саду, на дне которого — грязная жижа. Стены высоки, из бассейна не выбраться.

Наш вариант рекламного слогана. Легко вернуться в хиппи. Если, конечно, у тебя поместье за шесть лимонов евро.

Актер Рассел Кроу:

"Человек не умирает, пока он жив в вашем сердце"

В интервью корреспонденту "Известий" Гале Галкиной Рассел Кроу сказал: "Если бы я снимался в Провансе каждое лето, то был бы самым счастливым человеком".

вопрос: Говорят, что Мэйл и Скотт придумали написать и экранизировать роман "Хороший год" за бутылкой прованского вина. Вы были третьим?

ответ: Я присоединился к ним позже — во время съемок фильма, когда у нас было много совместных посиделок.

в: Вам нравилось прованское вино до "Хорошего года"?

о: Да, но эта картина не о вине, а о любви и о том, что человек не умирает до тех пор, пока он жив в вашем сердце.

в: У вас собственная ферма в Австралии, так что вы, наверное, большой ценитель сельской жизни?

о: Конечно. Но с тех пор как я женился, я не живу на ферме. В преддверии рождения первенца, а затем второго сына мы с женой держались поближе к цивилизации. Однако я по-прежнему руковожу своим хозяйством. Но австралийская ферма не имеет ничего общего с Провансом — там гораздо легче уединиться.

в: Ваш герой Макс — английский банкир-трудоголик. Однако он изменил систему ценностей, окунувшись в воспоминания детства... 

о: Он припомнил уроки своего дядюшки и осознал, что деньги — не единственная радость в жизни.

в: А у вас был в жизни наставник? 

о: У меня, как и у Макса, наставником был мой дядя Дэвид Кроу. В замке, где снимался фильм, я развесил его одежду в шкафу, принес туда его вещи. Мой дядюшка был единственным актером в нашей семье. В 1969 году он впервые сыграл Войницкого в спектакле "Дядя Ваня" и продолжал играть еще много лет, причем от сезона к сезону все лучше.

в: Какая атмосфера сложилась на съемочной площадке "Хорошего года"?

о: Французская съемочная группа была немного обескуражена нашими со Скоттом темпами съемок. Через пять дней их представитель сказал продюсеру: "Если эти ребята не сбавят темп, то они просто убьют нас". Но в конце концов у нас сложились замечательные отношения. Если бы я снимался в Провансе каждое лето, я был бы самым счастливым человеком.

в: Чтобы привлечь внимание понравившейся женщины, Макс пошел работать официантом. А вы совершали экстравагантные поступки ради любви? 

о: Я давно знаком со своей женой Дэниел — мы встретились в 1989 году, а поженились в 2003-м. За это время я сделал много глупостей, чтобы привлечь ее внимание. Но самое сильное впечатление я произвел на нее чисто случайно. Как-то мне захотелось пригласить Дэниел на прогулку на яхте и приготовить для нее ужин в открытом океане. Но подходящей маленькой яхты с кухней не было, и мне дали напрокат ту, которая рассчитана на 150 человек. Когда Дэниел увидела эту громадину, то решила, что я сделал это

Комментарии
Прямой эфир