Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Девятая рота" прошагала не в ногу

Стартовал сезон итоговых кинопризов - он завершится в конце февраля "Оскаром". Первой определила своих номинантов Европейская киноакадемия. Победителей назовут 2 декабря в Варшаве. В изначальный лонг-лист претендентов угодили сорок пять фильмов, включая "9 роту" Федора Бондарчука и "Гарпастум" Алексея Германа-младшего. Увы, в номинанты их не приняли. Награды Еврокиноакадемии, которую возглавляет Вим Вендерс (одним из членов правления является Никита Михалков), поначалу именовали "феликсами".
0
В изначальный лонг-лист претендентов угодили сорок пять фильмов, включая "9 роту" Федора Бондарчука и "Гарпастум" Алексея Германа-младшего (фото nnm.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Стартовал сезон итоговых кинопризов - он завершится в конце февраля "Оскаром". Первой определила своих номинантов Европейская киноакадемия. Победителей назовут 2 декабря в Варшаве. В изначальный лонг-лист претендентов угодили сорок пять фильмов, включая "9 роту" Федора Бондарчука и "Гарпастум" Алексея Германа-младшего. Увы, в номинанты их не приняли.

Награды Еврокиноакадемии, которую возглавляет Вим Вендерс (одним из членов правления является Никита Михалков), поначалу именовали "феликсами". Не в честь Феликса Эдмундовича, а в честь каннского кафе, где в конце 1980-х режиссеры Старого Света и придумали эти призы в пику "Оскару". Неформально их величают "еврооскарами". Конечно, по престижности они уступают главной голливудской награде. Но все-таки это европейская кинонаграда № 1 наряду с каннской "Золотой пальмовой ветвью".

Вот претенденты на основной "еврооскар" за лучший старосветский фильм 2006-го. 1. Потрясающий на вкус автора этих строк "Завтрак на Плутоне" ирландско-британского мэтра Нила Джордана — уникальная смесь фарса, мелодрамы и трагедии. 2. Потрясающее "Возвращение" испанского мэтра Педро Альмодовара. Оба фильма у нас вышли. 3. Идущий у нас "Ветер, который качает вереск" британского мэтра Кена Лоуча — фильм-триумфатор последнего Каннского фестиваля о том, откуда есть пошел ирландский терроризм. 4. Купленная у нас "Грбавица" уроженки Сараево Ясмилы Жбанич — фильм-триумфатор последнего Берлинского фестиваля о том, что жертвами гражданской войны становятся даже те, кто родился после нее. 5. Нашумевшая в том же Берлине "Дорога в Гуантанамо" британского мэтра Майкла Уинтерботтома — псевдодокументальная картина, как выражались советские политобозреватели, о преступлениях американской военщины. 6. Неожиданный в этом громком ряду немецкий фильм "Жизни других" Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка о тоталитарном ГДР, положительный герой которого (что нюанс) — сотрудник спецслужб. Фильм не захотели показать ни Берлинский, ни Каннский фестивали. Зато потом он покорил ряд других — в Локарно, США — и получил на мировом киноманском сайте www.imdb.com высоченную оценку 8,5 из 10, ставящую его в ряд с киноклассикой.

У "Жизни других" и "Возвращения" больше всех еврономинаций — по шесть. У "Ветра, который качает вереск" — пять. В списках актеров, претендующих на звание лучших, выделяются Пенелопа Крус и Киллиан Мёрфи. Пенелопа, потому что ее обидели в Канне (приз за лучшую женскую роль отдали не ей одной, а всему женскому ансамблю "Возвращения"). Киллиан, потому что единственный номинирован сразу за две эффектные работы — в "Завтраке на Плутоне" и "Ветре, который качает вереск".

Россия вроде бы сделала шаг назад по сравнению с 2005-м, когда фильм "4" Ильи Хржановского был номинирован на звание "Европейского открытия года", и два шага назад по сравнению с 2003-м, когда фильм "Возвращение" Андрея Звягинцева это звание получил. Но, во-первых, кино не спорт, чтобы за него болеть. Во-вторых, Евроакадемия часто поощряет фильмы не за художественные достоинства, а за прогрессивную политическую направленность. Огорчаться, что раз "9 рота" не попала в европейские номинанты, то не попадет и в "оскаровские", тоже неразумно. Связи никакой. У голливудских академиков иные вкусы. К тому же, поскольку Америка увязла в Ираке и Афганистане, фильм про то, как некогда увяз в нем и СССР, может показаться ей актуальным.

Единственный вывод, который действительно здрав: в Европе, вопреки ожиданиям, по-прежнему нет моды на наше новое кино. Недавние мажорные прогнозы нашей прессы, увидевшей тенденцию в победе фильма Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" на Римском кинофестивале (новом, заметим, и пока невнятном), как минимум преждевременны.

Комментарии
Прямой эфир