Россия и Грузия пустили поезда по морю
Первый паромный рейс между портами "Кавказ" и Поти намечен на вторую половину января. Однако он состоится только в том случае, если между собой договорятся перевозчики и грузоотправители. С российской стороны интересы компаний будет представлять ОАО "Российские железные дороги". В понедельник глава Минтранса РФ Игорь Левитин и премьер-министр Грузии Зураб Жвания подписали лишь политический документ.
Параллельно рабочие группы обсуждали два важных документа, от которых зависит работа новой паромной переправы: временные правила перевозок и эксплуатации. Именно эти документы должны определить стоимость перевозок грузов на паромах. Но их окончательное согласование зависит уже не от чиновников, а от железнодорожников. Сами паромы, по информации "Известий", намерена эксплуатировать российская компания "Аншип".
В понедельник в ОАО "РЖД" комментировать развитие перевозок на новом морском маршруте не стали. Ранее президент компании Геннадий Фадеев приветствовал создание переправы. Она открывает транзитные возможности не только для Грузии, но и для Армении, Азербайджана и стран Центральной Азии. Напомним, что сейчас только у Азербайджана есть прямое железнодорожное сообщение с Россией. Перевозки в Грузию и Армению были прерваны 12 лет назад. Из-за грузино-абхазского конфликта и политических разногласий Армении и Азербайджана две страны Закавказья оказались отрезаны от российской сети дорог. До сих пор железнодорожные грузы Грузии и Армении могли попасть в Россию только через паромную переправу Поти-Ильичевск (Украина).
Интересно, что политические мотивы не помешали ОАО "РЖД" возобновить сообщение с Абхазией. Ее жители с прошлого года могут пользоваться рельсами на суше. Из Сухуми к поездам на Адлер прицепляют специальные вагоны, и в ряде случаев пассажирам даже не нужна пересадка, чтобы попасть в Москву.
Между тем на переговорах Игоря Левитина с премьер-министром Грузии Зурабом Жванией сухопутный маршрут тоже обсуждался, но вопрос его открытия остался нерешенным. Госминистр Грузии по вопросам экономических реформ Каха Бендукидзе считает нереальным на данном этапе говорить о восстановлении железнодорожного сообщения через территорию Абхазии. Грузия согласится только в том случае, если на участке российско-абхазской границы на реке Псоу будут выставлены грузинские пограничные и таможенные посты. Очевидно, что Абхазия не пойдет на это.
Любопытно, что, хотя поезда из Абхазии в Россию ходят исправно, чиновники говорят о том, что движение там невозможно. "Это технически очень сложный отрезок. Здесь практически отсутствует инфраструктура - нет рельсов, разрушены мосты, отсутствуют связь и средства подачи электричества", - сказал глава ООО "Грузинские железные дороги" Давид Онопришвили по завершении встречи с Левитиным. По его словам, для восстановления абхазского участка железных дорог понадобится не менее $34 млн и на это уйдет не менее шести месяцев. Как заявил "Известиям" Игорь Левитин, затраты могут составить от $50 млн до $200 млн. Делить финансовые обязательства по ремонту полотна в Абхазии планируется на четверых - Россию, Грузию, Армению, Азербайджан.