В прокат вышел очередной биг хит - романтическая комедия "Любовь по правилам... и без". У автора этих строк особые отношения с романтическими комедиями по-голливудски: автора от них обычно тошнит. С "Любовью по правилам" примиряет то, что в главных ролях Джек Николсон и Дайан Китон. Но в этом же и главная загвоздка.
Романтические комедии бывают и смешными. Та же Нэнси Майерс, изготовившая "Любовь по правилам... и без", сделала как-то комедию "Чего хотят женщины" с Мелом Гибсоном в роли мачо-эгоиста, который обрел дар слышать мысли женщин. И сначала обрадовался, сумев извлечь из ситуации массу постельных и карьерных выгод, а потом впал в тоску, подслушивая такое, чего и знать бы не желал.
Но и тот фильм обладал недостатками, которые являются родовой чертой жанра романтической комедии: паточной назидательностью, беспредельной политкорректностью и стремлением утешать, что твой Лука из "На дне". Он как мог уверял свою целевую аудиторию, т.е. вечно чего-то хотящих женщин, что она еще увидит небо в алмазах, когда козлы-мужчины наконец-то - а это случится непременно - в раскаянии грохнутся на колени.
"Любовь по правилам... и без" еще назидательнее и утешительнее. Тут главная сентенция: любовь не знает возрастных преград (что не вполне "любви все возрасты покорны"). Когда мужчину в ранге "дедок" начинает тянуть к девушкам-красоткам, это, конечно, плохо. Фильм показывает, что такой мужчина с неизменной виагрой в желудке заканчивает сердечными болезнями, приступами паники и одиночеством. Зато женщина в ранге "бабушка" все еще должна верить в то, что на нее может клюнуть молодой красавец. Эй, тридцатилетние! Любить шестидесятилетних - это благородно, позитивно и политически верно! Главный призыв фильма, однако, в том, что, обжегшись на молоденьких (в случае с солидными мужчинами) и утешившись в их объятиях (в случае с опытными женщинами), "дедушки" и "бабушки" должны осознать, что с представителем своего возраста - проще, надежнее, интереснее. И слиться в финальном экстазе.
Может удивить, почему Голливуд прежде не брался за такие важные и полезные темы. Ответ элементарен: аудитория помолодела и требует столь же молодых героев. А в случае, если в фильме действуют папики-супермены Гибсон, Уиллис и др., чтобы - вопреки принципам политкорректности - у них были юные партнерши. Фильмы с героями в летах считаются некоммерческими. Режиссер Нэнси Майерс попыталась решить коммерческие проблемы за счет того, что поддержала на экране некогда культовых, но нынче немолодых Николсона и Китон (которая, напомним, была номинирована за свою роль на "Оскара") новокультовым Киану Ривзом, который и изобразил (без особого, заметим, пыла) молодого любовника.
Майерс своего добилась. Фильм стал в Америке хитом. Но смотреть на поцелуи Ривза с Китон все-таки трудновато: возникает ощущение болезненной несуразности. Я слышал мнения, что Китон выглядит фантастически для своих 56 (на момент съемок) лет. Сама по себе, может, и выглядит. Но когда она в кадре вместе с Ривзом, начинает казаться, будто она еще старше, а Ривз (который на вид все еще юноша), наоборот, гораздо моложе своих реальных - на момент съемок - 38.
Это одна проблема фильма. Вот другая. Майерс явно желала, чтобы фильм не производил впечатления назидательного до оголтелости. И решила использовать простой ход: понизить уровень пафоса с помощью нижепоясного юмора. Надо заметить, что части публики юмор по душе. На позавчерашнем предпремьерном показе "Любви по правилам" в московском "Ударнике" какая-то группа ржала беспрерывно - даже после фразочек типа "зато мужчины умирают раньше - хоть в этом у нас преимущество" или (говорит Николсон) "я хочу пи-пи, девочки" (резко убегает).
Но нижепоясность тоже срабатывает против фильма. Наутро после просмотра из памяти стираются все эпизоды, кроме двух фирменных, о которых многие знают заранее. Первый - это когда Николсон разгуливает по больнице в халате, из широкого разреза которого выглядывает его голая задница (об этом знают, поскольку пресса процитировала недавнее заявление Николсона, что он очень гордится своей задницей). Второй - когда Николсон случайно натыкается в доме на голую Китон, и та, закрывшись руками, в ужасе вопит и прячется, а он в испуге бьется башкой о стенку - этот эпизод знаком всем уже потому, что был спародирован в фильме, открывавшем оскаровскую церемонию, только Николсон натыкался в нем на голого Билли Кристела.
Кстати, голый Кристел - это, по крайней мере, намного смешнее.