В пятницу Басманный суд Москвы продлил крупному акционеру "ЮКОСа" Платону Лебедеву срок содержания под стражей до 30 марта следующего года. Складывалось ощущение дежа вю - три дня назад те же действующие лица в том же зале заседания продлили срок содержания под стражей Михаилу Ходорковскому.
Платон Лебедев сидит в следственном изоляторе (сначала в "Лефортово", а затем в "Матросской Тишине") почти полгода. За это время Генпрокуратура успела закончить его уголовное дело, и сейчас предприниматель вместе со своими адвокатами знакомится с материалами расследования. Как известно, он обвиняется по пяти статьям УК, главная из которых - хищение 20% пакета предприятия по производству минеральных удобрений "Апатит" на сумму $283 млн.
Басманный суд уже несколько раз санкционировал продление сроков содержания под стражей Платона Лебедева, а Мосгорсуд подтверждал это решение. Таким образом вчера не было никакой надежды на другой исход. Тем более что судья Андрей Расновский, ранее работавший в Генпрокуратуре, несколько дней назад продлил арест подельника Лебедева - экс-руководителя "ЮКОСа" Михаила Ходорковского.
Строго говоря, Платон Лебедев не испытывал никаких иллюзий и даже отказался бы участвовать в заседании, если бы не закон, который обязывает обвиняемого присутствовать в суде.
Накануне в камере у него резко подскочило давление. Поэтому, когда вчера в 10 утра начался процесс, Лебедеву практически сразу стало плохо. Судья Расновский приостановил заседание и вызвал "скорую". Врачи действительно констатировали повышенное давление 165/115, вкололи больному какой-то укол и уехали. Перед этим они зашли в совещательную комнату судьи и пробыли там около 15 минут. Что доктора говорили судье, неизвестно, но в 12.00 процесс продолжился.
Поскольку суд проходил в закрытом режиме, о том, что было дальше, журналистам рассказал адвокат Евгений Бару.
- Лебедев явно чувствовал себя очень плохо, - утверждает Бару. - Мы возмущены: почему судья не потребовал у врачей документов о самочувствии арестованного, не взял у них объяснений. А тут еще прокурор заявил, что Лебедев выглядит нормально. В ответ мой подзащитный встал и сказал, что Лахтин постоянно нарушает закон и что он ответит за это. Прокурор начал говорить, что ему угрожают. Тогда мы заявили отвод прокурору. Ведь он же не может работать в таких "тяжелых" условиях. Однако после короткого перерыва судья отвод прокурора отклонил. Тогда мы ходатайствовали об отводе судьи. Но судья Расновский, посовещавшись сам с собой, нашу просьбу не удовлетворил.
Все эти судебные перипетии длились примерно до 16 часов. Только после этого слушания начались по существу. Прокурор Лахтин выдвинул уже давно набившие оскомину аргументы: дескать, статьи тяжкие, Лебедев может скрыться, может оказать давление на свидетелей, ссылался на наличие нескольких загранпаспортов, а также связей с большим количеством людей делового мира и политическими деятелями, которые могут оказать влияние на ход расследования. Адвокаты тоже оригинальностью не блистали, предложив освободить Платона Лебедева на любых условиях: под залог, поручительство и даже домашний арест. При этом постоянно педалировали тему здоровья Платона Лебедева, которое с каждым днем становится все хуже и хуже.
Но закончилось все так, как и ожидалось. До 30 марта глава "МЕНАТЕПа" будет сидеть в тюрьме.