В понедельник в Москву из поселка Пионерский Ханты-Мансийского административного округа приехали родители одиннадцатиклассника Александра Бочанова, погибшего 5 сентября во время военно-полевых сборов. Только настойчивость Владимира Григорьевича и Людмилы Николаевны заставила окружную прокуратуру спустя полтора месяца после трагедии возбудить по факту гибели их сына уголовное дело. В Москве родители Саши не ищут виновных. "Мы здесь для того, чтобы нас услышали власти и в следующий раз не допустили гибели детей из-за разгильдяев в погонах", - заявили они вчера "Известиям".
После первого дня занятий в новом учебном году 16-летний Саша Бочанов пришел из школы и сообщил родителям, что утром они с классом едут на военно-полевые сборы. А 5 сентября вечером Владимиру Григорьевичу и Людмиле Николаевне позвонили: "Приезжайте в райбольницу. Здесь ваш сын". Из лагеря его привезли мертвым.
Судмедэкперты позже выдадут свое заключение: "Смерть наступила в результате механической асфиксии от закрытия дыхательных путей пищей". Захлебнулся в противогазе рвотной массой.
- В тот вечер в лагере, где был мой сын, по плану значились занятия по воспитательной подготовке, - рассказывает Владимир Бочанов. - Но сразу после ужина организатор сборов подполковник из военкомата Владимир Завадский построил мальчишек и сказал, что сейчас им предстоит преодолеть 10 километров марш-броска. Причем первые два километра и последние два - в противогазах. Саша и еще с десяток одиннадцатиклассников вышли из строя и попросили освободить их от кросса по состоянию здоровья. Саша показал свои мозоли на ногах, стертые в кровь. Но военкоматчика было не пронять. Когда во второй раз, на исходе марш-броска, прозвучала команда "Газы", Саша почувствовал себя плохо, остановился и хотел снять противогаз. Но сержант, который бежал рядом, не дал ему этого сделать и погнал дальше. Потом Саша упал, и спасти его уже не удалось...
В окружной прокуратуре, куда после похорон сына пришли Бочановы, им сказали, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. Мол, несчастный случай - и все. Виновных быть не может. Владимир Григорьевич с женой не раз ходили к местным властям на прием, но везде им советовали одно: "Успокойтесь. Ведь сына все равно не вернуть..." Пыталась помочь и директор школы, где учился Саша, Татьяна Степанова. Она не пустила своих старшеклассников на вторую смену сборов. Обращалась в окружное управление образования за поддержкой, а через месяц ее сократили. Попросту "ушли" с должности. И только письма в Генпрокуратуру и Госдуму, которые написали Бочановы, заставили прокуроров спустя полтора месяца возбудить дело. По мнению родителей Саши и их адвоката, военкоматчики и чиновники от образования допустили очень много нарушений в организации сборов.
- Мы будем бороться за правду до последнего, - сказал в понедельник Владимир Григорьевич. - Сына, конечно, не вернешь. Но власти должны наконец обратить внимание на систему безалаберности, разгильдяйства и жестокости со стороны военных командиров, жертвой которых стал наш Саша.