Партийный переулок, д. 1, к. 57, с. 3115093Москва, Россия
info@iz.ru
Беспрецедентной в истории США забастовке докеров Западного побережья, судя по всему, положен конец. Федеральный суд Сан-Франциско постановил немедленно возобновить работу 29 крупнейших западных портов страны. Такое решение было принято по настоятельной просьбе Джорджа Буша. Для прекращения забастовки президенту пришлось призвать на помощь закон, принятый в 1947 году и не применявшийся последние четверть века
Так называемый закон Тафта-Хартли позволяет в судебном порядке прекращать "акции, которые наносят тяжелый урон национальному хозяйству". В том, что это именно такой случай, сомневаться не приходится - из-за продолжавшегося более десяти дней локаута американская экономика, ныне и без того не слишком благополучная, ежедневно теряла по два миллиарда долларов. Продолжение забастовки "подорвет здоровье и безопасность нации", - говорится в письме, которое Буш направил министру юстиции и генеральному прокурору США Джону Эшкрофту.
Обратиться в суд президент решил после того, как переговоры между конфликтующими сторонами с участием федеральных властей окончились безрезультатно. Профсоюз докеров (которые, кстати, считаются рабочей аристократией и зарабатывают до 160 тысяч долларов в год) требует нового повышения зарплат и пенсий. Кроме того, докеры протестуют против задуманного Тихоокеанской морской ассоциацией технического переоборудования портов - рабочие опасаются, что в результате этих мер многие из них останутся без работы.
Западные порты играют важнейшую роль в торговых связях США со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что продолжение забастовки грозило новыми потрясениями не только американской, но и азиатской экономике, лишь недавно выбравшейся из кризиса. Из-за простоя портов японским автомобильным компаниям приходилось доставлять комплектующие для своих американских предприятий по воздуху, что неизбежно вело к подорожанию их продукции. Фирма "Тойота" уже отправила в вынужденные отпуска сотрудников центра техобслуживания в Калифорнии и подумывала о том, чтобы сократить производство своих пикапов и джипов в штате Индиана. А "Ниссан" в случае продолжения забастовки собирался на следующей неделе вообще приостановить работу своих американских филиалов.
Положение сложилось критическое - и Буш решил проявить твердость. Он не стал следовать примеру Ричарда Никсона - 30 с лишним лет назад президент США в аналогичной ситуации ждал три месяца, прежде чем заставить бастующих докеров возобновить работу. Теперь же по решению суда докеры обязаны выйти на рабочие места и продолжать работу в течение 80 дней. За то время участники конфликта должны остыть, а правительство - попытаться привести их к согласию. С этой целью будет создан специальный совет. Федеральный судья Уильям Эслап назначил судебные слушания, которые должны начаться через неделю.
А пока что 200 судов, скопившихся за время забастовки в тихоокеанских портах, могут наконец-то приступить к разгрузке. Так что американцы получат восемь тысяч тонн долгожданного мороженого мяса из Австралии. А в Азию по Тихому океану поплывут 1,3 миллиарда американских яблок.
А что вы думаете об этом?