Если уж не везет, так не везет. Летевший из Москвы в Улан-Удэ самолет с Юрием Скуратовым на борту не смог во вторник вечером приземлиться в бурятской столице. Из-за нелетной погоды закрылся аэропорт родины бывшего генпрокурора, и пришлось совершать вынужденную посадку в Иркутске.
Внеочередная сессия Народного хурала Бурятии прошла быстро - прокурор Павел Макеевский внес протест по поводу голосования депутатов на прошлой сессии, проходившей всего восемь дней назад. Тогда 39 депутатов из 56 избрали бывшего генпрокурора Юрия Скуратова представителем республики в Совете федерации. Но прокуратура посчитала, что избрание проходило с процедурными нарушениями (например, якобы была выдвинута одна кандидатура, а не минимум две, как требуется), и предложила депутатам отменить собственное решение. Вчера 49 депутатов согласились с доводами прокуратуры, и Юрий Скуратов перестал быть сенатором.
Причиной такого послушания бурятских депутатов стало вовсе не их возросшее правосознание, а настойчивые просьбы и рекомендации пересмотреть решение об отправке Скуратова в Москву - "не класть свою репутацию и репутацию республики на алтарь реабилитации безвозвратно скомпрометировавшего себя Скуратова". "Просили" с самых разных сторон - и совет старейшин Бурятии, и президент республики Леонид Потапов, и даже лидеры четырех фракций Госдумы. Не просил лишь Кремль, хотя все понимали, что именно из-за его отношения к Скуратову все и происходит - и президент, и глава его администрации, мягко говоря, не забыли собственной нервотрепки во время длившегося полтора года "дела Скуратова". И хотя сейчас никаких проблем у Кремля из-за возвращения в большую политику (каковой, впрочем, обновленный Совет федерации можно назвать весьма условно) бывшего кандидата в президенты не возникло бы, исполнительная власть достаточно ясно - хотя и не публично - продемонстрировала свое отношение к "реабилитации". И бурятские депутаты "передумали". Как ни предсказывал им Скуратов "политическую смерть" в случае досрочного отзыва его из Совфеда, в Улан-Удэ решили не искушать судьбу, провоцируя верховный гнев на маленькую республику. А гнев, как сообщили "Известиям" источники, депутатам хурала был обещан, причем с самого верха.
Сам Скуратов обещает добиваться отмены вчерашнего решения. По его словам, то, что устроили ему депутаты, фактически является отзывом (а не отменой решения об избрании), а это можно сделать только тайным голосованием. Хурал в среду голосовал открыто - как считает Скуратов, чтобы президент Потапов "мог наблюдать, кто как голосует".
Просто так Скуратов этого, похоже, действительно не оставит - он уже заявил, что пройдет все судебные инстанции вплоть до Верховного суда в Москве и Суда по правам человека в Страсбурге. В среду рассмотрение его первой жалобы уже начал Советский районный суд Улан-Удэ. Но слушание дела по просьбе Скуратова признать незаконным решение бурятского прокурора Макеевского вчера же было отложено - судья взял самоотвод.