Изгнание японцев в 1945 году вернуло корейцам утерянную за полвека до этого независимость, и этот праздник в КНДР всегда отмечают очень широко - почти так же, как и дни рождения великого вождя Ким Ир Сена и самого Ким Чен Ира. Но впервые за все эти годы главное торжество прошло не в Пхеньяне, а в вагоне спецпоезда любимого руководителя, мчавшегося к Хабаровску. Там состоялся торжественный прием, на который Ким позвал сопровождающих его российских чиновников во главе с полпредом президента в Дальневосточном округе генералом Константином Пуликовским - тот уже стал рекордсменом среди политиков России по времени пребывания под одной крышей с иностранным руководителем.
Подробности приема пока не известны, но судя по тому, что накануне рассказал Пуликовский, торжество наверняка закончилось исполнением маршалом и генералом русских песен. "Пел Ким Чен Ир по-русски. В конце каждой встречи обязательно исполнялись наши песни: "По диким степям Забайкалья", "На сопках Маньчжурии". Причем Ким явно делал это не для гостя, а для души. Он говорил, что русские песни очень похожи на корейские", - вспоминал предыдущие дни поездки полпред. То, что песни похожи, - это точно. Да и люди, наверное, очень похожи. Чем иначе объяснить, что в Северной Корее последние лет тридцать утверждают, что освободили страну корейские партизаны во главе с будущим генералиссимусом Ким Ир Сеном, хотя на самом деле - советские войска, в составе которых была и отдельная корейская бригада во главе с капитаном Советской Армии Ким Ир Сеном.
На приеме Пуликовский вручил Киму телеграмму от Владимира Путина - "отмечая годовщину освобождения Кореи... мы также чтим память наших соотечественников, отдавших свои жизни за победу... в войне и свободу Кореи". Для Кима это еще и личный праздник - изгнание японцев позволило ему впервые увидеть свою историческую родину. Трехлетний мальчуган приехал в Пхеньян из своего родного села Вятское, что близ Хабаровска. Завтра маршал будет в Хабаровске, но в Вятском его не ждут.
Российская колея появятся и в КНДР.
Министр путей сообщения Николай Аксененко и министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам подписали соглашение о сотрудничестве между железнодорожными ведомствами двух стран. Согласно официальному заявлению МПС, этот документ открывает путь к конкретным действиям по воссоединению железных дорог трех стран - России, Северной и Южной Корей.
Судя по всему, Транссибирская магистраль Ким Чен Иру понравилась, и он захотел иметь такую же дома. Договор двух министров заключен в развитие достигнутой в ходе визита Ким Чен Ира в Россию договоренности, отраженной в Московском меморандуме президента России и главы КНДР, о начале строительства ширококолейной железной дороги на корейском полуострове. Совершенно точно будет построена колея длиной 960 километров, которая соединит Южную Корею и Россию. Кроме того, по словам первого заместителя министра путей сообщения Александра Целько, Ким Чен Ир обещал уговорить своего южнокорейского коллегу на предмет продления широкой колеи в Южную Корею и строительства там терминала.
Однако пока российская сторона лишь проведет обследование фронта работ - кстати, Ким Чен Ир выбрал самый удобный для россиян маршрут, восточный, который идет в обход Пхеньяна - и приступит к написанию технико-экономического обоснования проекта. Первая партия специалистов - 30 человек - уже стоит, по выражению Александра Целько, "в низком старте" и ожидает оформления виз.
Пока же для привлечения грузов на Транссиб правительством был введен понижающий коэффициент 0,9 для перевозок грузов более чем на 5000 километров.
Игорь ИВАНОВ