Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По итогам минувшего месяца инфляция в России заметно ускорилась, достигнув отметки в 0,6 процентного пункта. В годовом исчислении рост цен увеличился впервые с марта 2019 года. Учитывая подорожание многих видов продуктов питания и других товаров (рост за последний месяц может достигать 20%, а в отдельных случаях и превосходить его), на горизонте снова возникла угроза разгона инфляции. Тем более что исторические данные наглядно показывают ускорение роста цен в России при каждом кризисе. В этот раз, впрочем, есть особые условия, которые могут как замедлить инфляцию, так и разогнать ее. Подробности — в материале «Известий».

По итогам января в России наблюдался один из самых низких показателей инфляции в годовом исчислении — 2,4%. Всего второй раз в истории он оказался меньше, чем в США (2,5%). В феврале цены росли еще медленнее — на 2,3%. Однако вызванный пандемией экономический кризис резко изменил этот тренд. По итогам марта инфляция в месячном выражении составила 0,6%, в годовом — выросла до 2,5%.

Изменение было во многом связано с резким ростом курса доллара. В последнюю неделю февраля доллар все еще стоил меньше 65 рублей. Но уже к концу марта курс скакнул до 78 рублей, временами превышая и 80-рублевую отметку. В этой ситуации неизбежными стали и ценовые колебания, благо что импорт остается важной частью потребительского рынка в России. Некоторые товары в связи с ажиотажным спросом и вовсе поднялись в цене в несколько раз или даже на порядок. В целом поставщики продуктов питания допускают рост закупочных цен до 20%. В той или иной степени это неизбежно скажется и на потребительских ценах.

Вопрос цены: приведет ли кризис к разгулу инфляции в России
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Угроза стремительного подъема цен настолько велика, что премьер-министр Михаил Мишустин одобрил идею создать механизм по ограничению цен на продукты. Однако такая мера в любом случае будет касаться определенного списка социально значимых товаров, в то время как остальные продолжат дорожать. Весь вопрос лишь в том, насколько они смогут возродить уже подзабытую в последнее время в стране угрозу инфляции.

Исторически вспышки инфляции в России хорошо коррелировали с экономическими кризисами. Так, в 1998 году индекс потребительских цен превысил 84%, тогда как в предыдущем он составил только 11%. В 2014 и 2015 годах, когда случился обвал на мировом нефтяном рынке, инфляция подскочила до 11,3 и 13% соответственно — против 6,5% в 2013 году.

Исключением стал разве что глобальный финансовый кризис 2008 года, когда рост цен оставался примерно в том же диапазоне, что и в период роста перед этим. В 2007 году потребительские цены выросли на 12%, а в 2008-м — на 13%. В посткризисном 2009-м инфляция и вовсе замедлилась до 8,8%, несмотря на существенное ослабление рубля.

По какому пути пойдут цены в России на этот раз? С одной стороны, экономика сталкивается с двойным шоком — со стороны спроса и со стороны предложения. Эти эффекты могут нивелировать друг друга. С другой стороны, существует множество факторов, оценить которые пока затруднительно (например, объем государственных расходов, нацеленных на борьбу с кризисом). «Известия» опросили экспертов на тему опасности нового инфляционного взрыва в российской экономике.

Вопрос цены: приведет ли кризис к разгулу инфляции в России
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»:

— Не стоит ожидать ускорения инфляции до двузначного уровня. При кризисе, связанном с коллапсом спроса, не стоит ожидать слишком большого роста роста цен. Ослабление рубля на 10% прибавляет 1 процентный пункт к инфляции, а мы начали год с крайне низких 2,4%. ЦБ скорее обеспокоен рисками слишком низкой инфляции на фоне остановки экономики.

Иван Капустянский, финансовый консультант и эксперт по личным инвестициям:

— В резком ускорении продовольственной инфляции по большому счету виноваты сами граждане. Недобросовестные продавцы — это уже производная. Еще до объявления карантина граждане закупались продуктами, повышая спрос на товары и провоцируя краткосрочный дефицит. Этим тут же начали пользоваться продавцы, повышая цены на продукты питания. Например, по данным Росстата за несколько недель карантина гречка дорожала в среднем на 3% в неделю. За прошлую неделю инфляция выросла на 0,3%. Среди продовольственных товаров в авангарде роста снова гречневая крупа, а также яйца куриные и сахарный-песок. Учитывая текущую динамику, сохраняющееся чувство неопределенности у населения, а также недобросовестность продавцов, рост цен на продукты питания может продолжиться. По этой причине по отдельным товарам, таким как гречка, сахар, яйца, по итогу года инфляция вполне может превысить 10%.

В свою очередь, неоднозначно будет развиваться ситуация с непродовольственной инфляцией. С одной стороны, действительно, валюта выросла и цены должны пойти вверх. Однако есть и другая «сторона медали». Люди фактически теряют работу, у многих была сокращена заработная плата, доступ до кредитов банки ограничивают. Ряд кредитных организаций ужесточил скоринг к людям, работающим в наиболее пострадавших отраслях. Номинальная и реальная заработные платы пойдут вниз, отсюда будет падать спрос на все товары, кроме еды и вещей первой необходимости.

Вопрос цены: приведет ли кризис к разгулу инфляции в России
Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов

Плюс ко всему бизнес из-за простоя сам несет огромные потери, как минимум постоянные издержки. Компаниям, чтобы выжить, придется давать скидки, а в отдельных случаях распродавать товары по бросовым ценам. Аналогичная история может быть на рынке недвижимости после завершения карантина. Таким образом, по отдельным товарам не исключена даже дефляция. А если посмотреть в целом, то этот процесс сильно ограничит рост непродовольственной инфляции. Доля же продовольственной инфляции в индексе потребительских цен составляет менее 50%, поэтому ожидать роста ИПЦ до двухзначных значений по итогу года не стоит.

Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ»

— Правительство и Банк России проводят достаточно жесткую бюджетную и монетарную политику. Количество денежной массы находится под строгим контролем, и всё это на фоне снижающихся реальных располагаемых доходов населения. Иными словами, падающие доходы попросту не позволяют россиянам покупать больше (и дороже), вынуждая экономить, смещать свои покупательские приоритеты в экономсегмент. А это, в свою очередь, не позволяет ни производителям, ни продавцам товаров и услуг поднимать цены. Так что на динамику инфляции в ближайшее время будет давить сильнейшая дезинфляционная составляющая, вызванная снижением уровня потребления. И если государство не начнет печатать заметно больше рублей, то и инфляция просто физически не сможет уйти высоко вверх.

С другой стороны, в сложившихся условиях карантинных мер и экономического шока правительство вполне может пойти на экстренные меры стимулирования граждан, используя, в том числе и печатный станок. Но, полагаю, если дополнительная эмиссия рублей и будет наблюдаться, регулятор и профильные ведомства сделают всё возможное, чтобы абсорбировать излишки ликвидности, не позволяя им оказывать существенного воздействия на цены.

Сергей Коныгин, главный экономист Газпромбанка:

— Динамика цен будет возрастать за счет переноса ослабления курса рубля в инфляцию. По нашим оценкам, это займет 1–3 месяца. Мы оцениваем, что 25-процентное ослабление курса рубля добавит к росту цен 0,5–0,6 процентного пункта. Тем не менее этот эффект носит краткосрочный характер. В то время как падение спроса окажет обратный эффект, цены могу снизиться. По нашей оценке, рост цен не превысит 4% по итогам года. В этом сценарии мы не ожидаем каких то ограничительных мер со стороны правительства или ЦБ РФ.

Читайте также
Прямой эфир