Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Вектор развития: ВЭБ.РФ повышает финансовую устойчивость

Госкорпорация избавляется от токсичных активов и оптимизирует бизнес-процессы
0
Фото: srgroup.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2019-м госкорпорация ВЭБ.РФ инвестировала в 67 проектов. Их общая стоимость превышает 3,6 трлн рублей. Эксперты считают, что новая команда института развития завершила переходный период успешно. Убытки уменьшаются, а нынешние проекты выходят в плюс. Как меняется ВЭБ и что намерен делать дальше — в материале «Известий».

Эти цифры — не просто промежуточный итог работы госкорпорации. Бизнес-модели ВЭБа пришлось перестроиться, пересмотреть и оптимизировать процессы, избавиться от токсичных активов, разработать новые стандарты прозрачности и диверсифицировать источники финансирования.

По сути, именно в 2019 году началось активное осуществление плана, по которому ВЭБ направит в российскую экономику до 3 трлн рублей до 2024 года. В сотрудничестве с партнерами общая сумма инвестиций может достигнуть 10 трлн.

Фокус на стратегии

Банки развития, в отличие от коммерческих, нацелены не на прибыль, отмечает ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов.

— Их ключевое отличие — не стоимость кредитов, а то, что они служат источником «длинных» денег для стратегически важных проектов, — пояснил он.

С ним согласен управляющий директор ИК «Септем капитал» Денис Козлов. По его словам, ВЭБ — институт развития, поэтому не надо относиться к нему как к коммерческому банку.

— Мы рекомендуем инвесторам следить не только за прибылью и достаточностью капитала, но больше за стратегическими целями, которые правительство ставит перед ВЭБ.РФ, и ритмичностью финансирования этих целей, — отмечает эксперт.

Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов подчеркивает, что после прихода новой команды менеджеров во главе с Игорем Шуваловым ВЭБ сосредоточился на переформатировании и оптимизации проектов. Теперь банк отдает предпочтение самым эффективным с точки зрения отдачи на капитал.

По мнению экспертов, историю ВЭБа можно разделить на «до» и «после» прихода команды Шувалова. До нового руководства институт развития фактически занимался не основными обязанностями, а решением своих проблем с плохими долгами.

Хотя финансовое оздоровление госкорпорации еще не завершено, главные проблемы можно считать решенными.

— С помощью поддержки от государства в разной форме в 2015–2019 годах, общий объем которой мы оцениваем примерно в 1,4 трлн рублей, ВЭБ в значительной степени зарезервировал старые проблемы и избавился от ряда непрофильных активов, — рассказывает директор группы финансовых организаций Fitch Ratings Антон Лопатин.

Очистка баланса прямо влияет на финансовые показатели: например, в 2019 ВЭБу удалось восстановить резервы на 13,2 млрд рублей за счет погашения нескольких проблемных кредитов.

В прибыль выйти пока не удалось, но, напоминает Лопатин, институт развития на нее не ориентируется. — Правильно смотреть на ВЭБ как инструмент государства по поддержке приоритетных секторов экономики, — сказал он.

В октябре 2018-го глава ВЭБа Игорь Шувалов прогнозировал, что госкорпорация некоторое время будет выходить в убыток.

— Мы показываем таким образом, как закрываем ранее накопленные проблемы. Они открыты, мы от общества их не скрываем, — отметил тогда Шувалов и добавил, что по текущим проектам банк развития работает в плюс.

Бизнес-модель в действии

В контексте задач ВЭБа как института развития операционные итоги объективнее отражают реальность, чем цифры из финансовой отчетности.

За короткий срок госкорпорация разработала и внедрила новую бизнес-модель, вышла на новый уровень развития с государственными институтами и стала ведущей площадкой для развития значимых инфраструктурных проектов. Это строительство аэропортов и дорог, промышленных объектов высоких переделов, поддержка несырьевого экспорта и инвестиции в городскую экономику.

Как напомнили в пресс-службе ВЭБа, в прошлом году банк развития инвестировал в строительство танкеров, аэропорта Гагарин в Саратове и нового терминала в аэропорту Хабаровска, газохимического комплекса в Усть-Луге и участков ЦКАД и трассы М4 «Дон».

Господдержка — важный, но не единственный источник фондирования проектов: две трети всех запланированных до 2024 года вложений будут привлекать со стороны.

С банками — как коммерческими, так и банками развития — ВЭБ наметил большую совместную работу в крупнейших проектах.

Один из партнеров — Евразийский банк развития (ЕАБР). Вместе с ним госкорпорация участвует в кредитовании концессионного федерального проекта строительства четвертого пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги в Московской области.

— В этом проекте наши роли с ВЭБ совпадают: мы выступаем младшими и старшими кредиторами. Участие ВЭБа и ЕАБР позволило обеспечить наиболее комфортное финансирование для проекта с учетом его специфики: долгосрочные, капиталоемкие инфраструктурные вложения. Так и должны работать институты развития, — говорит управляющий директор, руководитель дирекции по транспорту и инфраструктуре ЕАБР Тимур Абдуллаханов.

Он добавил, что пока у банков только один совместный проект, но ЕАБР готов к самому активному сотрудничеству с использованием уникальных финансовых возможностей институтов развития, включая фабрику проектного финансирования.

Такая фабрика появилась на площадке ВЭБа в 2018 году. Ее основной механизм — синдицированное кредитование с господдержкой. Критерии отбора проектов: на территории России, стоимость от 3 млрд рублей, окупаемость в течение 20 лет и не менее 20% инвестиций за счет инициатора проекта.

В прошлом году фабрика одобрила финансирование десяти проектов на общую сумму 767 млрд рублей. Из них от ВЭБа — 215 млрд, коммерческих банков — 332 млрд, из частных инвестиций — 220 млрд.

По некоторым проектам финансирование уже идет. Это разработка крупнейшего в мире Удоканского медного месторождения, строительство Находкинского завода минеральных удобрений, «КуйбышевАзот» и «Щекиноазот», возведение перегрузочного комплекса в Ванино и строительство трассы М-5 «Урал».

При участии госкорпорации обновляется система городского транспорта в Тверской области, там же открылся медицинский центр. В нескольких регионах в рамках комплексной программы строят заводы по утилизации отходов.

Капитальный запас

— Мы ожидаем, что и в будущем организация будет получать от государства достаточную поддержку для выполнения своей функции, — отметил Лопатин из Fitch Ratings.

Сейчас утвержденный капитал ВЭБ.РФ — 300 млрд рублей. Его используют при кредитовании проектов в рамках реализации майского указа. Это резервный ресурс, он будет задействован при снижении достаточности капитала, но пока об этом рано говорить — с этим показателем у ВЭБа всё в порядке, и аналитики не ожидают изменений к худшему.

Банк хорошо докапитализирован, отмечает Козлов из «Септем капитал». По итогам трех кварталов 2019-го достаточность капитала организации составила около 14% — значительно выше обязательного минимума.

Перенастройка ВЭБа под руководством Игоря Шувалова дает зримые результаты: госкорпорация прошла сложный этап финансового оздоровления и бесперебойно выполняет основную функцию — развитие ключевых проектов российской экономики для повышения качества жизни граждан.

Прямой эфир