Институт развития: ВЭБ уже не просто банк
ВЭБ до 2024 года в общей сложности получит в виде субсидий на погашение внешнего долга около 600 млрд рублей. Об этом заявил председатель Дмитрий Медведев в рамках заседания наблюдательного совета Внешэкономбанка. В приложении к проекту федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов учтено, что объем поддержки ВЭБа из средств бюджета на погашение внешнего долга на 2019 год планируется в размере 100 млрд рублей, на 2020 год — 50 млрд рублей, на 2021 год — также 50 млрд рублей.
На последнем заседании правительства были одобрены поправки в федеральный бюджет на текущий год. В том числе речь шла о том, что ВЭБ получит дополнительно деньги на компенсацию части затрат по обслуживанию внешних займов. По словам председателя правительства, чтобы повысить эффективность работы ВЭБа, нужно укрепить его финансовую модель. Речь идет о долгосрочном урегулировании внешней задолженности. На эти цели предполагается направить до 2024 года 600 млрд рублей субсидий. Уже проработан подход докапитализации ВЭБа на 300 млрд рублей за счет нового механизма так называемого утвержденного капитала. Это часть уставного капитала, которая может быть предоставлена, когда возникает потребность в инвестиционных ресурсах.
— В течение пяти лет ВЭБ сможет принять участие в проектах развития на сумму 3 трлн рублей, а с учетом партнерства с коммерческими банками в экономику нашей страны могут быть инвестированы еще более значительные средства, может быть, в три-четыре раза больше, причем на базе возвратного финансирования, — сказал Дмитрий Медведев.
Помимо этого, согласно материалам правительства, правкомиссия по законопроектной деятельности одобрила ряд законопроектов о создании механизма координации деятельности институтов развития, в соответствии с которым Внешэкономбанк будет переименован в государственную корпорацию «ВЭБ.РФ». Это связано с тем, что она будет заниматься не только кредитованием, но и комплексным сопровождением проектов. При этом изменение названия не является реорганизацией, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей госкорпорации, включая РФ и иностранных кредиторов.
— Это не просто смена названия, это отражение той роли, которая отводится ВЭБу, — сказал Дмитрий Медведев.
Министерством финансов были подготовлены поправки в Федеральный закон «О банке развития» и Бюджетный кодекс. Законопроектами предусматривается новая функция ВЭБа по координации и организации деятельности всех институтов развития по вопросам обеспечения долгосрочного социально-экономического развития России. Госкорпорация будет выступать куратором государственных институтов развития и обеспечивать их информационное взаимодействие с органами власти.
— Необходимо, чтобы все институты развития, которые были созданы на базе или при участии ВЭБа, работали слаженно. Это касается всех структур. Важно, чтобы в нынешней конфигурации они работали в единой связке. Занимались сопровождением инвестиционных проектов, которые имеют приоритетное значение для развития страны, — сказал Дмитрий Медведев. — Есть также предложения по повышению эффективности работы всей системы институтов развития и координирующей роли ВЭБа в этом контексте. Речь идет о современных платформенных решениях, которые обеспечат достижение результата по горизонтали.
Также в целях достижения к 2024 году объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров предполагается возможность изменения по решению набсовета ВЭБа структуры владения акциями АО «Российский экспортный центр» путем передачи их в федеральную собственность.
В рамках совещания набсовет обсудил и реализацию инвестиционных проектов с участием госкорпорации, в частности финансирование поставки двух крупнотоннажных нефтеналивных танкеров нового поколения типоразмера «Афрамакс».
«Роснефть», ССК «Звезда», ООО «Арктик Лизинг» (входит в группу «ВЭБ-Лизинг») и ООО «СКФ Эко» (входит в группу «Совкомфлот») в сентябре заключили ряд контрактов по строительству двух нефтеналивных танкеров нового поколения, использующих СПГ в качестве топлива, с их последующим долгосрочным фрахтованием. Председатель правительства надеется, что таким образом Россия сможет составить конкуренцию ведущим кораблестроительным странам, занять лидирующую роль в формировании перспективных международных транспортных коридоров.