Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Таблетка рубль бережет: наценки аптек выросли впервые с 2016 года
2020-02-20 17:56:24">
2020-02-20 17:56:24
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По итогам 2019 года средний размер наценки на лекарства в российских аптеках вырос до 24,6%. Увеличение произошло впервые с 2016 года. Об этом свидетельствуют данные компании DSM Group, с которыми ознакомились «Известия». Рост наценок может быть связан с падением спроса на лекарства, предполагают эксперты. Однако в этом году аптеки вряд ли смогут увеличить маржу даже на фоне коронавируса: после скандала с завышением цен на маски за ними пристально наблюдает ФАС.

Цифры как в аптеке

В 2016 году аптечные наценки на лекарства в среднем составляли 25,8% от конечной стоимости, следует из информации DSM Group. Этот показатель планомерно снижался до 25,1% в 2017-м и 23,9% в 2018-м. В прошлом же году он впервые вырос до 24,6%. Самый значительный — 34,6% — размер наценки оказался на препараты, которые аналитики не отнесли ни к одной из групп. Также высокие показатели у средств для кожи (29,7%), противопаразитарных (28,1%) и лекарств от простуды (27%).

В 2019-м наценки выросли на фоне снижения спроса на медикаменты. Как писали «Известия», в прошлом году россияне купили 5,1 млрд упаковок лекарств. Это на 1,8% меньше, чем годом ранее. Падение рынка в натуральном выражении произошло впервые с 2015-го — до этого он рос в пределах 2,9–4% ежегодно. Хоть россияне и стали реже ходить в аптеки, теперь они предпочитают более дорогие препараты. Средняя взвешенная цена за пачку приобретаемого лекарства в декабре составила 220 рублей, на 10,8% превысив аналогичный показатель 2018 года. Поэтому в денежном выражении продажи препаратов в 2019-м выросли на 3%, впервые превысив 1 трлн рублей.

Продажа лекарств в филиале муниципальной аптечной сети
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

В следующем году ожидать роста наценок на лекарства не стоит — они останутся на уровне 24%, полагают аналитики DSM Group.

Стоит отметить, что в аптеках гораздо выше маржа на сопутствующие товары, а не на медикаменты. Тем не менее они в последние годы падают. Например, наценки на БАДы снизились с 40,7% в 2016 году до 33,1% в 2019-м, на средства по уходу за полостью рта — с 42,7 до 37,8% за тот же период, на косметику — с 41,4 до 39,5%. Почти не изменилась маржа с продажи диагностических приборов (с 33,3 до 33,7%) и барьерных контрацептивов (с 40,8 до 40,6%).

Наценки на минималках

Изменение наценок на лекарства продиктовано конкуренцией продавцов между собой и их отношениями с производителями, пояснила «Известиям» исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.

— Основной вид конкуренции для аптек — ценовая. Соответственно, несколько лет все старались работать на минимальных наценках. Это компенсировалось бонусами от производителей за большие объемы продаж. В 2019-м, когда спрос начал падать, эти бонусы уменьшились и были компенсированы увеличением наценок, — объяснила специалист.

Начиная с 2010-го наценки в аптеках многие годы снижались благодаря государственному регулированию цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП), добавила Елена Неволина.

Сотрудница аптечного гипермаркета
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Справка «Известий»

Под госрегулирование цен на ЖНВЛП подпадает больше 650 непатентованных наименований медикаментов из этого списка, которым соответствуют порядка 30 тыс. брендов лекарств. Перечень ежегодно пересматривается. В списке жизненно необходимых и важных лекарств на 2020 год появилось 24 новых препарата, один был исключен.

Государство ограничивает цены производителей, наценки оптовых посредников и аптек. Предельную отпускную стоимость препаратов от завода регулирует Минздрав по согласованию с ФАС. Предельный размер оптовых и розничных надбавок в каждом регионе разный — показатель утверждают власти субъектов. Показатели также могут отличаться в зависимости от цены лекарства. Как правило, их делят на категории дешевле 50 рублей, стоимостью 50–500 рублей и свыше 500 рублей. Обычно допустимая наценка выше на недорогие препараты.

В целом наценки на лекарства в России — одни из самых низких, если сравнивать их с другими товарами массового потребления, отметил член совета Гильдии маркетологов Николас Коро. Например, одежда или в парфюмерия в рознице может продаваться по цене в разы больше закупочной.

— Население наиболее болезненно реагирует на повышение цен именно на фармрынке. Наш социум стареет, и среднестатистический гражданин ходит в аптеку всё чаще, а доходы его с выходом на пенсию снижаются. Конечно, на это реагирует исполнительная власть. Ни один рынок в нашей стране так явно не зависит от окриков госрегулирования, как фарма, — утверждает эксперт.

На фоне последних скандалов с завышением цен на маски во время вспышки нового коронавируса аптеки вряд ли смогут увеличить наценки в этом году, полагает Николас Коро.

Продажа лекарственных препаратов в одной из аптек

Продажа лекарственных препаратов в одной из аптек

Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров

В начале февраля после сообщений о кратном росте цен на медицинские маски президент Владимир Путин заявил, что аптеки, которые «решили нажиться», нужно лишать лицензии. По словам главы государства, если «два-три таких заведения закрыть», негативных последствий для граждан с точки зрения снабжения лекарствами не будет.

Позже ФАС выяснила, что цены завышали не сами аптеки, а их поставщики. В службе предупредили, что если выявят признаки сговора между крупными производителями и оптовиками, участники картеля будут строго наказаны.