Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Аргентине зафиксировали землетрясение магнитудой 5,1
Политика
Совбез заявил о подготовке мер против попыток Запада спровоцировать кризис в России
Мир
Власти США издали запрет на аренду нефтяных и газовых скважин в Нью-Мексико
Спорт
Главный тренер ПСЖ Гальтье сообщил об уходе из клуба
Мир
Минобороны Белоруссии сообщило о прибытии дополнительных ЗРК С-400 из России
Спорт
Матч чемпионата Франции по футболу остановили после нападения болельщика на игрока
Спорт
Легкоатлетка из Кении побила мировой рекорд в беге на 1,5 тыс. м
Общество
Синоптики спрогнозировали похолодание до 14 градусов в Москве 3 июня
Мир
Байден заявил о предотвращении экономического краха в США
Общество
Таксистам-физлицам запретят работать больше 12 часов в сутки с начала сентября
Мир
Оверчук заявил о прогрессе в разблокировке транспортных сетей Азербайджана и Армении
Спорт
ПСЖ объявил об уходе футболиста Серхио Рамоса
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Он был одним из тех немногих людей, которые не просто видели весь ХХ век и успели захватить добрую часть XXI столетия, но были активными творцами истории мира. Тем, кто в те великие, страшные и незабываемые времена сумел отстоять цивилизацию от наступления ползучей тьмы нацизма. Совсем недавно Герой России, кавалер польского ордена Virtuti Militari полковник Ботян отпраздновал 103-й день рождения. Сегодня Алексея Николаевича не стало. «Известия» вспоминают о человеке, который спас Краков.

Алексей Николаевич Ботян родился в 10 февраля 1917 года, в самый канун революции, в глухой деревеньке Виленского края (ныне Воложинского района Минской области Белоруссии) в крестьянской семье. После 1921 года эти земли отошли к Польше, так что Алексей смолоду прекрасно говорил и на родном белорусском, и на польском. Отец-столяр, ездивший когда-то на заработки в дальние страны — добирался даже до Аргентины! — обучил сына немецкому, что немало помогло Ботяну уже в годы Второй мировой.

В войну он успел отличиться в двух армиях. В рядах польской унтер-офицер 3-го дивизиона зенитной артиллерии Ботян, командуя под Варшавой расчетом, сбил три вражеских «Юнкерса». В советской, куда ставший учителем начальной школы Ботян был призван еще до начала Великой Отечественной, его ждали не меньшие подвиги...

Герой Советского Союза Алексей Ботян у своего портрета работы Александра Шилова

Герой Советского Союза Алексей Ботян у своего портрета работы Александра Шилова

Фото: ТАСС/Александра Краснова

На смышленого крестьянского парня, получившего стараниями отца приличное образование, полиглота и искреннего антифашиста обратила внимание советская разведка, и уже в 1940 году Ботян был направлен на службу в органы НКВД СССР, а спустя год окончил разведывательную школу. После нападения Гитлера на СССР в составе разведгруппы лейтенант Ботян был переброшен за линию фронта. Участвовал в обороне Москвы, в 1942-м был заброшен в глубокий тыл врага, на западную Украину, где успешно вел разведывательные и партизанские действия. В мае 1944-го группа Ботяна по приказу Ставки перешла в Польшу, где работала в районе Кракова. Именно эта операция и принесла Алексею Николаевичу — точнее, его литературному «брату», майору Вихрю.

Он не был единственным прототипом майора Вихря из одноименного романа Юлиана Семенова и популярного телефильма 1960-х, о чем не уставал при жизни мягко напоминать журналистам. «Майор Вихрь — образ собирательный, в спасении Кракова участвовало несколько групп. И моя, и Евгения Березняка. Перед нами стояла единая задача — обеспечить быстрое продвижение к Кракову советских войск. Можно сказать, с майором Вихрем мы делали общее дело», — говорил Алексей Николаевич в интервью «Известиям» в канун своего 90-летия.

Орденская планка и звезда Героя России на груди разведчика, ветерана Службы внешней разведки РФ Алексея Ботяна

Орденская планка и звезда Героя России на груди разведчика, ветерана Службы внешней разведки РФ Алексея Ботяна

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Ботян не врывался в немецкий бункер с автоматом наперевес, но именно его разведгруппа, заброшенная в тыл врага, сумела уничтожить собранную в Ягеллонском замке взрывчатку, предназначенную для уничтожения исторического центра Кракова. Сам полковник Ботян рассказывал об этом по-военному кратко и даже словно чуть стесняясь — какой подвиг, просто работа. Но именно благодаря группе «лейтенанта Алеши», как называли его польские крестьяне, бойцы крестьянских «батальонов хлопских», были уничтожены сотни гитлеровцев и сохранены мосты через Вислу, по которым в Краков вступила Красная армия.

Менее известен широкой публике эпизод с рейдом на городок Илжу, когда отряд «лейтенанта Алеши» вместе с бойцами Армии Людовой ворвались в оккупированный немцами город и освободили из гитлеровских застенков польских патриотов. Партизаны ушли с большим количеством захваченного оружия и боеприпасов, перебив немало немецких оккупантов. В память об этом в Илже стоит обелиск, на котором выбито и имя Ботяна — кажется, вот история, которая ждет своего достойного воплощения на экране!

Президент России Владимир Путин поздравяет ветерана разведки Алексея Ботяна с присвоением звания Героя России. 22 мая 2007 года

Президент России Владимир Путин поздравяет ветерана разведки Алексея Ботяна с присвоением звания Героя России. 22 мая 2007 года

Фото: РИА Новости/Владимир Родионов

После войны Ботян продолжил работу в органах внешней разведки КГБ СССР. Пока еще не пришло время рассказывать о том, что он делал в те годы: доводилось выполнять и опасные задания за рубежом, и много сделать для блага Отчизны, перейдя на работу в Москве. Два ордена Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, «иконостас» из медалей и почетных знаков говорят о его заслугах больше, чем любые слова. Звезда Героя в 2007 году стала законной и заслуженной вершиной карьеры Ботяна, службы на благо Родины.

В начале 1980-х Ботян консультировал создававшуюся тогда легендарную группу спецназа «Вымпел», а в 1983-м вышел на пенсию в звании полковника. Впрочем, до самого конца десятилетия он продолжал консультировать родную «контору» уже как гражданский специалист. Фронтовая закалка не оставляла его и в старости. «В волейбол играю, два раза в неделю. Падать боюсь — мало ли что? А так, когда нужно, приму мяч, распасую», — рассказывал он в 2007 году.

Он прожил долгую и удивительную жизнь, сохранив до последних дней удивительную ясность ума и твердость духа. Он ушел, как и подобает бойцу, не сдавшись — и оставив о себе память, которую навсегда сохранят потомки.

Прямой эфир