Скиньте за проезд: льготный билет разрешат оплатить банковской картой
Студенты, пенсионеры и многодетные смогут оплатить проезд с учетом положенных им льгот обычной банковской картой. Эту функцию планируют внедрить Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, рассказали «Известиям» их представители. Сервис станет доступным уже в 2020 году в нескольких десятках регионов России, в том числе в Алтайском крае, Кировской области и Республике Коми, выяснили «Известия». Это позволит россиянам без очередей и трудностей оплатить проезд с учетом скидки, а регионам — сэкономить на транспортных картах, подчеркнули в НСПК, которая обеспечивает реализацию этого проекта.
Льготный пластик
Для льготного проезда — со скидкой или бесплатного — россиянам больше не придется ждать оформления специальной карты. Проект использования банковского «пластика» в качестве льготного проездного уже запущен в Горно-Алтайске. Над ним совместно работают Сбербанк, Национальная система платежных карт (НСПК — оператор «пластика» «Мир») и «Золотая корона», рассказали в Сбере.
Схема оформления выглядит так: льготнику достаточно один раз обратиться в управление социальной помощи или отделение ПФР для регистрации своей банковской карты в качестве социальной, объяснили в «Золотой короне». Там добавили: дополнительных документов собирать не придется.
В 2020 году эксперимент будет расширен — этим займется тройка крупнейших российских кредитных организаций.
Сбербанк до конца года планирует подключить к проекту несколько десятков регионов России, сообщили «Известиям» в пресс-службе кредитной организации. ВТБ также ведет работу для использования банковской карты в качестве льготного проездного билета в ряде регионов, но не уточняется, в каких именно. Функционал, позволяющий осуществлять учет любых льготных категорий граждан и управлять транспортными тарифами по картам Газпромбанка, на данный момент внедряется в Саратове, заявил «Известиям» директор управления продуктов наличного денежного обращения финорганизации Антон Власкин.
Функцию оплаты льготного проезда с помощью обычной банковской карты можно реализовать только на национальном «пластике» — поправки в закон, закрепляющие это правило, вступили в силу с 30 января 2020-го. В НСПК работают над транспортной платформой, позволяющей оплачивать картой «Мир» проезд в любом регионе России, не приобретая местный проездной билет, а также «привязывать» к ней социальные льготы держателя, подтвердили «Известиям» в компании.
Реализация проекта позволит вести детальный учет оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан и оптимизировать затраты на компенсации трат из бюджета, а также экономить на эмиссии транспортных карт, подчеркнули в НСПК. Там добавили, что самим россиянам из льготных категорий не придется посещать пункты продажи или получения проездных билетов.
«Известия» обратились в правительства российских регионов с вопросами о внедрении скидочных тарифов в банковские карты. В 2020 году проект по льготной оплате проезда обычным банковским «пластиком» будет реализован в Алтайском крае, в Кировской и Белгородской областях, а также в Республике Коми (в городах Ухта и Сыктывкар), сообщили в этих регионах. «Известия» выяснили, что запуск такого проекта рассматривается в Йошкар-Оле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Пермском крае, а также в Курской, Томской, Удмуртской и Тульской областях.
Без очередей
Пассажиру, имеющему льготный статус, не нужно дополнительно обращаться в банк или в иные организации, например в Пенсионный фонд, чтобы получить право ездить бесплатно или со скидкой, пояснил представитель Кировской области. Он отметил, что наличие льготы фиксируется в объединенной системе банков и госорганов. В момент оплаты запрос отправляется в эту систему, а она подтверждает наличие скидки на проезд, объяснили в пресс-службе регионального правительства.
Сервис позволит исключить требование к гражданам ежемесячно приходить в специальные пункты продажи и стоять в очередях для приобретения социального проездного билета на очередной месяц, подчеркнули в министерстве труда Республики Коми.
Трудности в реализации такого проекта связаны с особенностями некоторых категорий пассажиров, которым положены скидки. Например, право на льготный проезд в Мурманской области имеют все жители субъекта, ежемесячный доход которых ниже прожиточного минимума в 2,5 раза, — это требует регулярного уточнения списка льготников, пояснили «Известиям» в пресс-службе правительства этого региона.
В ЦБ не ответили на вопрос «Известий» о том, поддерживают ли в регуляторе проект финансовых организаций по перепрошивке банковских карт.
Если льготный проезд будет доступен с помощью обычных банковских карт, то заплатить за транспорт рано или поздно можно будет и с телефона — а этот вариант расчета быстро набирает популярность среди россиян, отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он подчеркнул, что потребители очень заинтересованы в возможности носить с собой только одну карту или вовсе обходиться без нее, используя лишь смартфон.
Программа оплаты по картам в транспорте встречает сопротивление в регионах: перевозчики не готовы как обслуживать терминалы, так и делать свой бизнес действительно прозрачным, опасается руководитель направления Центра компетенций по банковским технологиям компании «Техносерв» Михаил Андреянов. По его словам, для широкого распространения цифровой оплаты транспорта потребуется ужесточение госрегулирования пассажирских перевозок.