Защита без поощрения: из инвесткодекса уберут господдержку
В законопроект о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), который должен был стать всеобъемлющим кодексом об инвестициях, ко второму чтению планируется внести существенные поправки. Первая и главная — это полное исключение из него господдержки. Об этом замглавы Минфина Андрей Иванов заявил на специальном совещании в Общественной палате. Он пояснил «Известиям», что сейчас стоит задача максимально оперативно создать инструмент, способный ускорить приток частных инвестиций, причем прежде всего в нацпроекты. Поэтому пока решено сохранить в документе лишь часть, посвященную стабилизации условий для инвесторов, а прямые стимулы для вложений включить в него позднее, уже после принятия закона.
Закон ускорения
Госдума уже одобрила законопроект в первом чтении. Согласно принятой версии документа, инвесторы, с которыми заключается соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могли рассчитывать на господдержку. Среди мер перечислены, например, субсидии, льготы по налогам и сборам, финансирование создания инфраструктуры за счет бюджета и так далее.
Как пояснил «Известиям» Андрей Иванов, от этого блока решено отказаться, поскольку сегодня в приоритете ускорение реализации нацпроектов.
Работа по систематизации всего инвестиционного законодательства — правил господдержки и особых режимов (например, территорий опережающего развития или свободных портов) — требует более длительной проработки, уточнил замглавы Минфина. Ранее президент рекомендовал принять документ до конца апреля.
По данным мониторинга реализации восьми из 13 нацпроектов за 10 месяцев 2019 года, опубликованным в начале января Счетной палатой, по каждому из изученных направлений развития страны были выявлены риски и недостатки. А по предварительным данным Минфина по исполнению федерального бюджета, правительство Дмитрия Медведева за прошлый год освоило 18,2 трлн рублей, или 94,2% к уточненной бюджетной росписи. Таким образом, потратить не успели 1,1 трлн рублей.
По оценкам экспертов и близких к правительству источников «Известий», одна из задач, стоящих перед новым составом кабмина во главе с Михаилом Мишустным, как раз заключается в улучшении качества исполнения нацпроектов.
Пустили за порог
Другое важное изменение в законопроекте касается малого и среднего бизнеса. Инвесторам, которые активно вовлекают в работу небольших предпринимателей, предоставят дополнительные преференции. Как именно будут поощрять компании, привлекающие к работам МСБ, еще предстоит определиться, уточнил Андрей Иванов. Пока предполагается, что таким компаниям будет предоставлена возможность продления стабилизационной оговорки либо улучшения условий возмещения затрат на инфраструктуру.
Кроме этого, порог входа бизнеса в «режим стабильности» снизят с 1,5 млрд до 0,5 млрд рублей инвестиций для проектов в сфере агропромышленного комплекса, сказал замглавы Минфина. Он уточнил, что речь идет именно о собственных средствах инвестора, а не о кредитах, акционерных займах или других формах привлеченного со стороны капитала.
Первоначальное решение включать в законопроект, посвященный стабилизации, дополнительные меры поддержки было концептуально неправильным, полагает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. Государство таким образом давало бы неформальную гарантию особых преференций инвесторам в значимые для страны проекты. Фактически их получил бы узкий пул крупных компаний, тогда как основная масса предпринимателей осталась за бортом. Новые правила должны обеспечить стабильные и равные условия для всех инвесторов, а не предоставлять господдержку отдельным игрокам.
Впрочем, законопроект в любом случае не окажет существенного влияния на приток инвестиций в экономику, уверен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. С его точки зрения, порог входа в СЗПК слишком высок. Для малого и среднего бизнеса с выручкой в лучшем случае в сотни миллионов рублей найти 0,5 млрд инвестиций фактически нереально. Таким образом, стабилизацию получат только проекты крупных компаний, которые они бы и так запустили — с СЗПК или без. Главный сдерживающий вложения бизнеса фактор — это риск давления силовых структур. Как только предприниматели перестанут опасаться угрозы вмешательства правоохранительных органов в их деятельность, они начнут более активно вкладывать в проекты на территории России.
Наиболее принципиальные возражения представителей коммерческих организаций при обсуждении СЗПК вызвало включение в будущий закон таких инвестиционных форматов, как государственно-частные партнерства и концессии. Дело в том, что законопроект аннулирует часть обязательств государства перед бизнесом, закрепленных в этих механизмах. Это содержит риски неисполнения действующих договоренностей и ставит под угрозу срыва, например, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, писали ранее «Известия». В противном случае, вместо того чтобы запустить новый цикл вложений, принятие закона может привести к инвестиционной паузе, считает зампредседателя экономической комиссии Общественной палаты Илья Сёмин. Кроме этого, нужно еще понизить порог средств для заключения СЗПК, добавил он.
В Минфине на вопрос, останутся ли ГЧП и концессии в документе, заявили, что непосредственно из законопроекта о защите и поощрении капиталовложений их исключат. Однако в действующие законы, посвященные этим форматам, будут внесены поправки. Они будут касаться контроля и учета обязательств государства перед инвесторами.