Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Экологии ради: Россия заработала миллиарды на самом дорогом металле
2020-01-14 20:02:13">
2020-01-14 20:02:13
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В первых числах января (как и по итогам прошлого года) на мировых рынках обнаружилось новое быстрое повышение цен на драгоценные металлы. В фокусе аналитиков было прежде всего золото, которое на фоне американо-иранских трений подскочило в цене до семилетнего максимума в $1582 за тройскую унцию. Но гораздо более мощным оказался подъем котировок на менее популярные драгоценные металлы, а именно палладий и родий. Их рост оказался куда более впечатляющим и, судя по всему, может быть необычным индикатором грандиозных сдвигов в мировой экономике.

Драгоценные металлы платиновой группы исторически ценились больше золота — во многом благодаря их редкости. Исключением из правила был палладий, который в последние два десятилетия котировался вдвое, а иногда и втрое ниже золота. Что как раз объяснялось сравнительной легкостью и высокими объемами его добычи. Лишь в короткий период в 2000–2001 годах палладий обгонял золото по цене.

Производство палладия

Производство палладия

Фото: REUTERS/Ilya Naymushin

Эта редкая ситуация повторилась и в наши дни. Еще в начале 2016 года палладий стоил меньше $500 за тройскую унцию, но с тех пор начался его неуклонный рост. Осенью 2018 года этот драгоценный металл впервые за 17 лет преодолел отметку в $1 тыс. за унцию, а минувший год можно смело назвать годом палладия, уверенно обошедшего по росту котировок не только все другие металлы, но и вообще любые сырьевые товары. В течение 2019-го он побил все рекорды, увеличившись в цене почти вдвое. А уже на прошлой неделе палладий последовательно взял и отметки в $2 тыс. и $2,1 тыс. за унцию. Таким образом, всего за четыре года рост составил 300%, что тем более поражает воображение, учитывая, что конъюнктура была не слишком-то милостива к сырьевым товарам в последнее время.

Почему палладий так стремительно дорожает? В прошлом такое явление часто объяснялось общим ростом тренда на драгметаллы. Однако к нашему случаю это объяснение не очень подходит. Золото немного подросло в цене, но, несмотря на высокий спрос со стороны центробанков и частных инвесторов, пока не может побить свои исторические максимумы. Платина и вовсе в среднесрочном масштабе дешевеет: после весны 2018 года она ни разу не смогла преодолеть уровень в $1 тыс. за унцию. Так что палладий дорожает по совсем другим причинам.

Цена в данном случае отражает бурный рост спроса в реальном секторе. В отличие от золота, которое в основном используется для хранения и в ювелирной индустрии, промышленное значение палладия в последние годы выросло колоссально. Как и в случае с литием, быстро дорожающим из-за спроса на батареи, палладий стал ценным в свете борьбы за чистую окружающую среду.

Улавливающая сетка палладий-вольфрам

Улавливающая сетка палладий-вольфрам, являющаяся компонентом каталитической системы, на заводе по обработке цветных металлов в Свердловской области

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Драгоценный металл используется в каталитических конвертерах автомобилей, задачей которых является снижать вредные выбросы. По мере того как стандарты контроля над выбросами ужесточаются (а этот процесс идет стабильно последние 40 лет с ускорением), растет и потребность автопроизводителей в палладии. Схожим целям служит и платина, но главная разница между «братскими» металлами состоит в том, что платина используется в дизельных двигателях, тогда как палладий применяется в бензиновых и гибридных. Популярность дизеля резко пошла вниз в середине 2010-х годов из-за скандала в Volkswagen и общей тенденции к отказу от этих «особо вредных» двигателей. Напротив, продажи бензиновых авто растут — а вместе с ними и спрос на палладий. Дороговизна палладия привела к резкому увеличению автомобильного воровства в Америке — преступники снимают конвертеры ради сверхценного металла.

В то же время предложение не может угнаться за ростом спроса. Дешевизна палладия на протяжении последних полутора десятков лет привела к снижению инвестиций и в конечном итоге падению добычи. Начиная с 2012 года производство данного металла в мире стагнировало и лишь в позапрошлом году вернулось к уровням начала десятилетия. Для того чтобы вложения в этот сектор дали какой-то результат, потребуется время.

Палладий является металлом, значительная часть которого добывается как побочный продукт при производстве никеля и платины. Соответственно, крупнейшими производителями в мире являются страны, специализирующиеся на этих металлах. К ним относятся в первую очередь Россия и Южная Африка. В последнее время южноафриканские шахты сотрясла волна забастовок, так что Россия в лице «Норильского никеля», и без того выдававшая на-гора 40% мирового палладия, стала практически глобальным гегемоном, собирающим все сливки. Рост доли нашей страны вкупе с ростом мировых цен в последние месяцы дает уникальную возможность заработать.

Отлив палладия в цехе аффинажного производства

Отлив палладия в цехе аффинажного производства

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Стоит отдельно отметить, что палладий является, в отличие от золота, экспортно ориентированным металлом. Если львиная доля добытого в стране золота остается в хранилищах Банка России, который фактически использует закупки металла как форму малого «количественного смягчения», то почти весь палладий отправляется за рубеж, увеличивая тем самым валютную выручку в стране. Дополнительная прибыль может исчисляться миллиардами долларов, что делает добычу этого металла довольно заметной частью экономики.

Разумеется, это всё не означает, что цены на палладий будут расти вечно, превращая этот металл в «новую нефть». По мере повышения стоимости автопроизводителям приходится задуматься о замене. Однако платина по ряду причин не очень хорошо подходит для бензиновых двигателей, а золото и так не очень-то дешево. Может оказаться так, что переориентация на другие металлы может оказаться для производителей даже дороже, чем оплачивать нынешние поставки палладия.

В более отдаленной перспективе можно порассуждать о замене на дорогах традиционных машин на электромобили. Но это всё-таки не вопрос года или даже пяти при самых оптимистичных расчетах. К тому же в переходный период с высокой вероятностью вырастет спрос на гибридные авто, который дополнительно подстегнет потребление палладия.

Гравировка слитка палладия

Гравировка слитка палладия

Фото: ТАСС/Павел Смертин

Между тем поиск альтернатив дефицитному палладию привел к неожиданному побочному эффекту. Самым востребованным сырьевым товаром последних месяцев оказался еще более редкий металл платиновой группы — родий, который также может использоваться в автомобильной индустрии. Как сообщает Bloomberg, с начала года родий подорожал на 31%, а за последние три года его цена возросла в невероятные 12 раз. Сейчас этот малоизвестный широкой публике элемент стоит более $8 тыс. за тройскую унцию. Кстати, и здесь «Норникель» может извлечь немалую выгоду, если учесть, что он контролирует около 10% мировой добычи родия. Но в целом на рынке царит Южная Африка, производящая две трети данного металла. Извечная нестабильность в этой стране, выражающаяся в сбоях с поставками электроэнергии и тех же забастовках, может разогнать цену на родий еще сильнее.

Не стоит забывать и о рыночных спекулянтах — бурный рост цен на металлы платиновой группы привлек многих из них на этот рынок. Есть основания полагать, что китайцы активно скупают палладий и родий про запас в расчете на дальнейший рост цен. Если это так, то на рынке может образоваться пузырь, надувание и схлопывание которого нанесет серьезный урон как производителям, так и потребителям. Но в целом фундаментальные свойства родственников платины в обозримом будущем выглядят чрезвычайно устойчивыми — ведь экология в современном обществе дороже всего.

Загрузка...