Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о гибели 30 человек при обрушении шахты в Венесуэле
Мир
В Киеве собираются провести «особую конференцию» с участием властей 25 февраля
Общество
Руководство Всероссийского общества глухих отправили под арест по делу о растрате
Общество
Умер режиссер советских мультфильмов Владимир Самсонов
Мир
Time включил режиссера «Барби» в число женщин года
Политика
Путин заявил об успешном развитии отношений РФ и Киргизии по всем направлениям
Мир
Киев предложил Варшаве провести переговоры по блокаде КПП на границе двух стран
Туризм
В Росавиации заявили о планах запустить прямые рейсы в пять стран
Мир
СМИ сообщили о финансовых трудностях Франции на фоне отправки €3 млрд ВСУ
Общество
«Народный фронт» передал бойцам СВО 100 «УАЗов» и другую технику
Авто
Mercedes лишил Tesla лидерства в рейтинге стоимости автобрендов
Мир
Эстонцам предложили хранить варенье в построенных на границе с РФ бункерах
Мир
Советник Пушилина сообщил об эвакуации украинских властей из Курахово в ДНР
Мир
Yle сообщил о планах Финляндии навсегда закрыть два КПП на границе с РФ
Общество
МАГАТЭ сообщило об отключении Запорожской АЭС от резервной внешней ЛЭП
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Марк Цукерберг и его соседи по гарвардскому общежитию 4 февраля 2004 года создали то, что впоследствии стало главным монополистом в индустрии соцсетей. Facebook обычно вспоминают, когда говорят об историях успеха. Но за 16 лет у нее было немало провалов. Самые стыдные из них вспоминают «Известия».

1. Подарки за деньги

93% доходов соцсети сегодня составляют рекламные контракты. Но на протяжении своей истории она не оставляла попыток дополнительно заработать на пользователях. Так, в 2007 году у них появилась возможность отправлять друг другу виртуальные иконки, олицетворяющие подарки: букеты цветов, кусочки пиццы, торта и т.п. За деньги.

Через три года функцию за непопулярностью отключили. В открытом письме администрация написала, что теперь сфокусируется на улучшении продуктов, которыми люди пользуются каждый день.

2. Соцсеть без сообщений

Пытаясь повысить дневное количество активных пользователей, в 2009 году Facebook представила облегченную версию своего сайта. Целясь в тех, у кого был дорогой мобильный интернет или вообще домашний Dial-Up (модемы с телефонным дозвоном, между прочим, обслуживались интернет-провайдерами до 2012 года), Facebook максимально урезала функционал. В итоге в Facebook Lite сохранились возможности оставлять записи и добавлять друзей.

Facebook Lite
Фото: Depositphotos

Версия соцсети, через которую невозможно общаться, просуществовала восемь месяцев. В комментарии после ее закрытия компания сказала, что этот опыт им «позволил многое понять». Видимо, достаточно, чтобы перезапустить Facebook Lite в виде мобильного приложения в 2017 году — уже с сообщениями.

3. Никому не нужная почта

В 2010 году все пользователи Facebook получили адреса электронной почты на домене @facebook.com. К тому моменту их, пользователей, было уже в районе 700 млн. Техножурналисты предрекали тогда смерть остальным почтовым клиентам. В первую очередь Gmail, принадлежащему главному конкуренту Facebook.

Инженеры соцсети тогда рассчитывали превратить ее в платформу для всех видов коммуникаций: переписок и личных микроблогов, СМС и электронных писем. Но проект забросили. За переписки отвечает купленный в 2014-м, но так толком и не интегрированный в инфраструктуру WhatsApp и его младший брат-недоразумение Messenger. СМС практически вымерли сами, а про почтовые адреса @facebook.com никто не вспоминает.

Уж если от Gmail никто не отказался после скандала с чтением конфиденциальных переписок и предложением на их основе контекстной рекламы, сложно представить, что вообще могло пошатнуть позиции клиента.

4. Потери персональных данных

Сейчас утечками персональных данных пользователей впечатлить кого-то трудно. У Facebook они происходят до смешного регулярно. В июле 2019 года за утечку данных более 87 млн пользователей Федеральная торговая комиссия США оштрафовала соцсеть на рекордные $5 млрд. А уже в сентябре в открытом доступе нашли конфиденциальную информацию еще 419 млн.

утечка данных
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Первая такая катастрофа произошла в 2011 году. Выяснилось, что Facebook предоставила внешним сервисам доступ к домашним адресам и номерам мобильных телефонов пользователей в незашифрованном виде. Представители компании оправдывались, что хотели ускорить заполнение разнообразных форм при регистрации на сайтах. И их обманули недобросовестные партнеры, которые устроили торговлю персональными данными пользователей.

Сейчас Facebook уже не пытается оправдываться. После инцидента в прошлом сентябре Марк Цукерберг сказал только, что в базе данных на 419 млн пользователей много дублирующихся профилей.

5. Обвинения в мошенничестве при IPO

Компания Facebook вышла на американский рынок акций через восемь лет после создания соцсети, в 2012 году. Вышла успешно: cразу после начала торгов цена на одну акцию подскочила на 10% до $42 за штуку. Из-за этого компанию заподозрили в мошенничестве.

Такая мошенническая схема называется pump and dump, или «накачка и сброс»: мажоритарный акционер делает заведомо ложные позитивные заявления, тем самым повышает интерес к акциям, а потом сбрасывает их по завышенной цене.

Группа акционеров Facebook даже подала на нее за это в суд. И только в 2015 году компания официально была признана невиновной. Свидетельствуют об этом и цифры. На конец января 2020 года одна акция соцсети продается по $208 за штуку.

6. Посты-призраки

Совик Дас, профессор кафедры интерактивных вычислений в Университете Карнеги, заинтересовался в 2013 году автоцензурой пользователей соцсетей. Он попытался выяснить, почему люди публично не используют определенные слова, не затрагивают темы.

Исследование его показало, что 71% людей в последнюю минуту перед публикацией переписывают свои посты, что мужчины делают это чаще женщин, а реже — вне зависимости от пола — те, у кого в друзьях люди разных политических взглядов и возраста.

Но гораздо интереснее выводов оказался инструментарий исследователя. Когда он запросил у Facebook статистику переписывания опубликованных постов, соцсеть предоставила ему заодно так называемые посты-призраки. Это тексты, которые люди написали в приложении или на сайте, но не стали публиковать и стерли. Так, то ли намеренно, то ли случайно, Facebook призналась, что собирает данные о каждом введенном символе на сайте и в приложении. Не о каждом опубликованном, а о каждом введенном.

7. Телефон для Facebook

В 2013 году компания углубилась в работу с мобильными устройствами. Во-первых, она презентовала интерфейс, который интегрировал соцсеть в оболочку смартфонов на базе Android. Facebook Home позволял пользоваться «социальными функциями» вроде переписок и публикации комментирования фотографий, даже не запуская приложение соцсети.

пользователь
Фото: ТАСС/Niall Carson/PA Images

Во-вторых, Facebook представила брендированный смартфон, в котором операционная система была полностью оптимизирована под Facebook Home. «Железо» сделал тайваньский производитель смартфонов HTC.

Может быть, из-за скромных характеристик (5-мегапиксельной камерой уже в 2013 году никого было не удивить), а может, из-за стремительного роста популярности в те годы Instagram «телефон для Facebook» в продаже провалился. Даже после снижения цены до 99 центов в США не удалось распродать и первую партию в 15 тыс. штук. А проект Facebook Home в январе 2016 года компания свернула после двух лет простоя.

8. Платформа для интернета вещей

Развитие через покупку чужих сервисов — обычная практика для крупных технологических компаний. Кстати, именно поэтому стартапы часто не хотят судиться с техногигантами, которые повторяют их сервисы — надеются, что те зайдут в тупик и купят у них готовое решение. Пример Instagram и WhatsApp, которые суммарно обошлись Facebook в $20 млрд, — скорее исключение. Десятки сервисов покупаются и через пару лет закрываются за ненужностью.

Так, в 2017 году произошло с бэкенд-платформой для мобильной разработки Parse. Facebook купила ее в 2013 году за $85 млн. С помощью Parse разработчики могли организовать хранилище данных, настраивать интеграцию с социальными сетями и т.д. В сентябре 2015 года Facebook анонсировала интеграцию с предметами «интернета вещей», для чего ей могла пригодиться инфраструктура платформы, но бума интернета вещей так и не произошло. Возможно, пока.

9. Анонимные друзья

Способность Facebook предлагать добавить в друзья людей, с которыми вы случайно виделись раз в жизни или работали вместе 15 лет назад, удивляет, если не пугает. Алгоритмы свои соцсеть не раскрывает, ограничиваясь справкой о том, что предлагает пользователей в друзья «на основании того, что у вас есть общие друзья, совпадает информация об образовании или месте работы, вы состоите в одних сообществах, а также на основании контактов, импортированных с помощью функции поиска друзей, и многих других факторов».

Видимо в категорию «многие другие факторы» попал случай, произошедший в 2016 году с британским психологом. Сначала Facebook порекомендовала ей добавить в друзья всех пациентов. А затем пациенты получили во вкладке «Люди, которых вы можете знать», предложения добавить друг друга в друзья. Среди них, по словам психолога, были люди живущие с ВИЧ, предпринимавшие попытки самоубийства, страдающие от насилия в семье. Все они, очевидно, рассчитывали на врачебную тайну, которая была нарушена.

В официальном ответе Facebook отделалась отпиской о том, что «без дополнительной информации о людях, которые рекомендуются в друзья», не может внести ясность. Гостевой Wi-Fi психолог не использовала, как и сервисы геолокации, телефонные контакты свои с соцсетью не синхронизировала.

10. История с Cambridge Analytica

2018 и 2019 годы стали для Цукерберга одной большой PR-катастрофой. Несколько раз он был вынужден давать показания в конгрессе США, который пытался расследовать распространение fake news и возможную связь с выборами президента страны.

На самом деле разобраться конгрессмены пытались с британской конторой Cambridge Analytica. Она, как принято считать, получила доступ к данным 87 млн пользователей соцсети и использовала их, чтобы манипулировать их мнением.

Цукерберг

Глава Facebook Марк Цукерберг

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Erin Scott

И неважно, что вина Cambridge Analytica так и не была признана, а подобной работой занимаются тысячи коммуникационных агентств по всему миру. Эта компания стала синонимом наступления технологической антиутопии и бросила тень на всех причастных, в том числе на Facebook.

Как уже говорилось выше, за эти 87 млн потерянных данных пользователей Facebook получила огромный штраф. Цукерберг вину признал и пообещал принять в будущем меры, которые сделают подобные утечки невозможными. И, как уже говорилось выше, вскоре это произошло вновь.

Вперед в новое десятилетие

Продолжением этого PR-провала можно считать пост, который Марк Цукерберг опубликовал у себя на странице в начале 2020 года. Посты после Нового года — традиция CEO соцсети. Обычно в них он рассказывает, чем компания будет заниматься следующие год-три. Но в 2020-м он решил посвятить пост тому, какие вызовы появятся перед человечеством в ближайшие 10 лет и как его компания поможет на них ответить. По крайней мере так было анонсировано в начале текста.

Несколько абзацев, действительно, были посвящены вызовам и планам: дополненной реальности, отъему работы у людей роботами, медицине, экономике. Но бльшая часть поста выглядит как попытка оправдаться за всё, в чем Facebook обвиняли в 2019 году: «Я не думаю, что частные компании должны принимать много важных решений, которые затрагивают фундаментальные демократические ценности».

Развивая эту мысль, Цукерберг фактически обесценивает fake news, в распространении которых его обвинял конгресс, и вообще снимает с себя ответственность за решения, связанные с личными данными пользователей: пускай, мол, выбранные демократическим путем чиновники решают, а он подчинится.

То ли журналисты, назвавшие эту речь пораженческой, оказались в меньшинстве, то ли биржи 9 января (на время публикации поста Цукерберга) еще не проснулись от новогодней спячки, но акции компании никак не отреагировали на произошедшее.

фейсбук
Фото: Depositphotos

Больше того, несмотря на все эти истории, аудитория Facebook растет год от года. Сейчас каждый месяц всеми приложениями компании, в том числе Instagram, Messenger и WhatsApp, пользуются 2,89 млрд человек. Это больше трети населения планеты. А возможность при регистрации на сайтах и в интернет-магазинах нажать кнопку «соединить с Facebook» вместо прохождения долгой регистрации, как бы намекает, что персональные данные пользователей уже никогда персональными не будут.

Прямой эфир