Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Экономика
Банки предложили шесть льгот для запуска жилищных вкладов
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Театральных «цыплят» тоже считают по осени: ноябрь в Москве выдался ожидаемо расточительным на премьеры. Обозреватель «Известий» Влад Васюхин выбрал самые интересные и необычные — из тех, на которые просто необходимо успеть попасть каждому уважающему себя театралу. И не только.

«Пиноккио»

Электротеатр «Станиславский»

Сами «электротеатровцы» называют эту премьеру не старомодным словом «спектакль», а как предписано именовать всё на свете правилами офисного новояза: проект. Но дело не в названии: проект, состоящий из двух частей — «Лес» и «Театр», — длящихся в общей сложности примерно семь с половиной часов и втянувших в свою орбиту почти всю труппу, получился грандиозным. В столичных театрах давно не наблюдалось зрелищ, сделанных столь искусно, сложно и тщательно. По слухам, сумма затраченных средств исчисляется восьмизначным числом. И невозможно отрицать: каждый рубль виден!

Сцена из спектакля «Пиноккио»

Сцена из спектакля «Пиноккио»

Фото: electrotheatre.ru/Андрей Безукладников

Понятно, что эта длинная-длинная сказка — играют ее гуманно в два вечера — рассчитана на закаленных взрослых театралов. Однако и они, наблюдая за одиссеей легендарного персонажа Карло Коллоди — сперва по волшебному лесу, где Пиноккио родился, а после по не менее магическому миру театра, — имеют все шансы не понять: что к чему и зачем? И тут не сильно поможет даже включенный в программку поэпизодный план.

Пьеса «Безумный ангел Пиноккио» написана Андреем Вишневским, который в список действующих лиц включил не только хрестоматийных Арлекина, Пьеро и прототипа Карабаса-Барабаса — Манджафоко, но и Нижинского, Гёте и Эдгара По.

Простодушный деревянный человечек Пиноккио по воле режиссера Бориса Юхананова имеет равноправного двойника (Мария Беляева и Светлана Найденова), и почти каждую реплику они повторяют по два раза, а то и более. Это, если честно, утомительно. Костюмы от Анастасии Нефедовой насколько красивы, настолько и избыточны, что в какой-то момент глаза несколько устают от этого пиршества. Но жаловаться на это, как говорится, грех!

«Я убил царя»

Театр наций

Публику уже приучили: современный театр может и должен быть разным. И даже без живых актеров. И даже мультимедийным. Невнимательный зритель будет крайне удивлен и разочарован, когда придет «на Евгения Миронова», может, даже с букетом, а любимого народного артиста ему предъявят лишь в виртуальной реальности. А вот зритель продвинутый, открытый для экспериментов и современных технологий, спустившись в подвал Нового пространства Театра наций и надев наушники и специальные очки, напротив, сможет получить неведомые доселе опыт и переживания.

VR-спектакль «Я убил царя»

VR-спектакль «Я убил царя»

Фото: oteatre.info

Режиссер Михаил Патласов представил историю расстрела царской семьи в формате VR-спектакля — и роковую ночь в доме Ипатьева, и то, что ей предшествовало и что за ней последовало. Документы и фотографии, голые факты воплощены в театральное действо. В спектакле снимались почти четыре десятка актеров, имена большинства из них мало что говорят даже театральным критикам. У зрелища нет жесткой линии: за отпущенные полтора часа сеанса зритель волен сам выбирать порядок эпизодов и волен в любой момент прервать этот тяжелый, хотя и увлекательный спектакль, который играется для него одного.

«Ревизор»

Театр Олега Табакова

Оказывается, в одну реку все-таки можно войти дважды. Владимир Машков, под руководством которого «Табакерка» снова стала ньюсмейкером, решил восстановить в репертуаре знаменитого «Ревизора». Вечно актуальную гоголевскую комедию в постановке Сергея Газарова впервые сыграли в подвале на улице Чаплыгина в 1991 году, теперь же она перепоставлена для основной сцены на Сухаревской. О первой версии заслуженная артистка России Нина Попова вспоминала так: «Из зала я уползала на четвереньках от хохота!»

Спектакль «Ревизор»

Спектакль «Ревизор»

Фото: tabakov.ru

Нынешний «Ревизор» тоже и гомерически смешной, и остроумный, и местами просто бешеный по темпу. Действие не буксует и не провисает, а знакомые со школы реплики порой подаются так, будто они родились здесь и сейчас. Владимир Машков, как и 28 лет назад, с блеском и драйвом играет городничего. А вот в роли Хлестакова — 20-летний Владислав Миллер. Театр утверждает, что, возможно, он — самый молодой Хлестаков в истории русской сцены. От себя добавим: и один из самых талантливых. Миллер буквально летает и порхает, бесстрашно осваивает окна и складную лестницу, бьет чечетку на перилах. В этом ярком и эклектичном по костюмам спектакле Хлестаков наряжен как хипстер, а, скажем, Яна Сексте в роли городничихи (еще одна безусловная актерская удача) предстает в образе провинциальной Нефертити.

Резюмируем: из многочисленных «Ревизоров», представленных сегодня в столице, этот — самый-самый.

«Норма»

Театр на Малой Бронной и Мастерская Брусникина

Есть четыре причины, по которым билеты на «Норму» раскупаются, как шаурма в привокзальном киоске. Во-первых, это первая премьера при новом худруке Театра на Малой Бронной Константине Богомолове. После скандала на первом показе, когда Богомолову даже пришлось выступить перед VIP-публикой, отвечая на упреки «православных активистов», кто-то решил, что это его собственная постановка. Нет, перед нами вовсе не «свежий Богомолов». «Норму» по роману Владимира Сорокина срежиссировал модный и авангардный Максим Диденко, и их имена на афише — еще две причины купить билет. А четвертый повод — его уже разнесло сарафанное радио — блестящая работа артиста Евгения Стычкина. Второй акт, где он читает «Письма к Мартину Алексеевичу», по сути его бенефис, и Евгению уже прочат номинацию на «Золотую маску».

«Норма»

Спектакль «Норма»

Фото: masterbrus.com

Если верить соцсетям, потенциальных зрителей, помимо цены, волнует один вопрос: нужно ли читать или перечитывать написанный в 1979 году сорокинский роман, чтобы понять спектакль? Скорее всего, да, не помешает. Диденко всегда отдает предпочтение визуальному театру, подавая текст через метафоры и символы (сценографу Гале Солодовниковой, как и режиссеру, не откажешь в изобретательности). В данном случае — через узнаваемые и переосмысленные образы советской эпохи, в которую, согласно фантазии автора романа, каждому гражданину была положена своя ежедневная «норма» — порция спрессованных фекалий. Так что слабонервным Дворец на Яузе, где играют сейчас премьерный спектакль, лучше обойти стороной.

«Превращение»

Театр имени Вахтангова

Вахтанговский театр, в распоряжении которого сегодня шесть площадок, уверенно отобрал звание «театрального супермаркета» у МХТ имени Чехова. В ноябре вахтанговцы выпустили две премьеры, рассчитанные на абсолютно полярную публику: Николай Коляда поставил свою пьесу «Баба Шанель» (счастье обозревать это зрелище оставлю другим), а молодой немецкий режиссер Йозуа Рёзинг представил «Превращение» по новелле Франца Кафки, произведению хорошо известному (вспомним хотя бы спектакль с Константином Райкиным и фильм с Евгением Мироновым), однако имеющему репутацию несценичного. Тем не менее Рёзинг воплотил его довольно убедительно и эмоционально, хотя и лаконичными визуальными средствами (очередная удача сценографа Максима Обрезкова).

Спектакль «Превращение»

Спектакль «Превращение»

Фото: vakhtangov.ru/Маргарита Христенко

Философская притча поделена на пятерых актеров, которые, по словам постановщика, многое придумали сами. Полтора часа они произносят (проживают, присваивают) и авторский текст, и реплики членов семьи мелкого коммивояжера Грегора Замзы, внезапно превратившегося в отвратительное и страшное насекомое.

Роль несчастного Грегора, комнатой которого станет узкая прозрачная витрина, стеклянная клетка, где он будет страдать и умрет в одиночестве, режиссер отдал острохарактерному Владиславу Демченко. Артист пронзительно играет безысходность и трагедию, а квартет партнеров, из которого все-таки стоит выделить Дениса Бондаренко, не уступает солисту. Но именно текст — главное действующее лицо этого «Превращения». Впрочем, не исключено, что по этой причине кто-то назовет спектакль Рёзинга радиотеатром.

«Светит, да не греет»

Театр имени Ермоловой

Для 31-летнего Филиппа Гуревича это всего лишь второй спектакль в качестве постановщика: режиссерский диплом ГИТИСа он получил в прошлом году, а прежде стал известен как актер (за роль в фильме А. Смирновой «История одного назначения» номинировался на премию «Ника»).

Пьеса, написанная Александром Островским и Николаем Соловьевым почти 140 лет назад, по языку и сюжету похожа на чеховские: приехавшая из европ помещица, продажа пришедшего в упадок имения, поиски любви.

Спектакль «Светит, да не греет»

Спектакль «Светит, да не греет»

Фото: ermolova.ru

Вместе с молодой командой Гуревич поставил на новой сцене спектакль об эгоизме, об отсутствии чувств и, конечно, о России, где, как известно, за пять лет меняется многое, а за двести — почти ничего. По жанру это трагическая клоунада, порой близкая к итальянской комедии дель арте. Актеры играют в странных одеждах, в каком-то разрушенном пространстве, а часть из них — с выбеленными лицами. Спектакль Гуревича, резкий и острый по форме, напоминает работы Кирилла Серебренникова, а это уж точно привлечет к классическому тексту, с которым режиссер обошелся весьма бережно, молодое поколение зрителей, ровесников постановщика.

Прямой эфир