Распределили заряд: новосибирский производитель литиевых батарей договорился с кредиторами
- Статьи
- Деловая среда
- Распределили заряд: новосибирский производитель литиевых батарей договорился с кредиторами
Новосибирский завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех» (входит в портфель «Роснано») в конце октября договорился с кредиторами о погашении долга, сумма которого составила 10 млрд рублей, в рассрочку в течение 10 лет. Сделать это в «Лиотехе» рассчитывают прежде всего за счет операционной выручки. Подробнее об этом проекте и о перспективах развития рынка экологичных литий-ионных аккумуляторов — в материале «Известий».
Задел на будущее
«Лиотех» — один из самых известных и самых сложных проектов в портфеле корпорации «Роснано». Предприятие начало работу в 2011 году в Новосибирске, его главным продуктом стали литий-ионные аккумуляторы (одно из их главных преимуществ заключается в том, что они считаются более экологичными, чем традиционные источники энергии), предназначенные в том числе для городского транспорта. Однако в 2016 году завод приостановил свою деятельность из-за низкого спроса на эту продукцию.
Трудности «Лиотеха» во многом связаны со спецификой основного профиля компании. Основные потребители продукции завода — альтернативная энергетика, а также электротранспорт — в России сегодня только начинают развиваться, и долгое время потенциальные заказчики и инвесторы в возможности таких аккумуляторов не верили. Тем не менее, подчеркивают в «Роснано», все последние годы в компании вели активные переговоры с кредиторами, подтверждая наличие технологических возможностей для дальнейшего развития производства и в том числе для выполнения серийных контрактов.
— Заключение мирового соглашения — сигнал, что кредиторы убедились: в течение 10 лет предприятие сможет погасить долги за счет развивающегося бизнеса. Это основное условие мирового соглашения со стороны «Роснано», — объяснял «Ъ» председатель совета директоров «Лиотех», управляющий директор УК «Роснано» Владимир Козлов.
Если в 2018 году выручка завода составила около 240 млн рублей, то по итогам 2019-го в «Лиотехе» планируют выйти на показатель в 350–400 млн рублей. Сделать это на предприятии рассчитывают прежде всего за счет разработки и вывода на рынок новых продуктов в своем сегменте.
Посмотрели на улицы
Флагманским направлением для новосибирского предприятия является производство аккумуляторов для электротранспорта, в том числе городского общественного транспорта. Именно батареи «Лиотеха» установлены на 80 троллейбусах с автономным ходом, которые сегодня обслуживают несколько маршрутов в Петербурге.
В ближайшие годы этот сегмент обещает стать одним из самых перспективных, учитывая, с одной стороны, высокий износ находящегося в эксплуатации городского транспорта и необходимость в обновлении инфраструктуры, а с другой — растущее внимание к вопросам защиты окружающей среды и, соответственно, появление новых стандартов в этой области. В частности, в Москве первый электробус, то есть автобус на электрической тяге, появился в 2018 году и обслуживал один маршрут на севере-востоке столицы. Сегодня таких маршрутов в городе — больше десяти.
В ближайшее время, вероятнее всего, на электробусы появится спрос и в регионах — тем более что, помимо своей экологичности, такой транспорт оказывается экономичнее в обслуживании. Еще до запуска электробусов в Москве столичные власти сообщили, что, по их подсчетам, затраты на эксплуатацию одного электробуса могут быть на 10% ниже, чем на эксплуатацию одного троллейбуса.
Пока рынок недостаточно большой, в компании намерены модернизировать производство, расширив свою линейку. В том числе на предприятии планируют перейти на использование новой технологии, которая позволит производить аккумуляторы с функцией быстрой зарядки — именно они сегодня используются на транспорте, который обслуживает столицу.
Одновременно в компании работают и с другими направлениями. Так, в августе 2019-го компания «Трансмашхолдинг» представила первый прототип локомотива, оснащенного аккумуляторами «Лиотеха». Как рассказала «Коммерсанту» представитель конкурсного управляющего «Лиотеха» Екатерина Никифорова, спрос на новую продукцию уже есть.
— Это соглашение о сотрудничестве между РЖД, «Трансмашхолдингом» и «Роснано», заключенное в июне 2019 года, на поставку в течение шести лет не менее 131 гибридного локомотива в РЖД; соглашение о стратегическом партнерстве ПАО «КамАЗ» и «Роснано» по разработке и производству перспективных батарей для электротранспорта и напольной техники на основе ЛИА; договор с «Авелар солар технолоджи» (структура ГК «Хевел»). Также есть письмо от Bakulin Motors Group, подтверждающее потребность в усовершенствованной продукции завода «Лиотех», — цитирует издание Екатерину Никифорову.
Разделить нагрузку
Перспективный, хотя и сложный для российского рынка проект в «Роснано» на протяжении последних лет развивали практически в одиночку — инвестиционному фонду принадлежит 100% акций предприятия. Однако в управляющей компании подчеркивают, что такая практика нетипична — в большинстве проектов, входящих в ее портфель, «Роснано» принадлежит лишь миноритарный пакет акций. Поэтому сейчас здесь ищут соинвесторов.
— Базовый вариант — привлечь стратега из транспортной сферы, и, как мы видим, это соответствует мировому тренду по кооперации игроков в транспорте и производителей аккумуляторов. Мы ведем переговоры с рядом таких крупных российских партнеров в транспортной сфере. Тот игрок, который проявит наиболее явный интерес к этому рынку, — потенциальный инвестор для «Лиотеха», — рассказал Владимир Козлов.
В «Роснано» уверены: тот факт, что «Лиотеху» удалось достичь соглашения с кредиторами, говорит о том, что рынок поверил в перспективы литиевых батарей в качестве нового источника энергии. Однако большинство отечественных производителей сегодня по-прежнему сталкиваются с рядом системных сложностей, связанных с вопросами государственного регулирования.
Так, за ввоз основных компонентов, необходимых для производства таких аккумуляторов, — сепараторной бумаги, медной и алюминиевой фольги, катодных и анодных порошков и много другого — компаниям необходимо платить пошлины. При этом на ввоз импортных ячеек пошлины отсутствуют. В итоге российские игроки оказываются в заведомо невыгодной позиции по сравнению со своими иностранными конкурентами. Это значит, что для дальнейшего развития российскому рынку может потребоваться системная поддержка государства и совершенствование действующего законодательства, регулирующего эту сферу.