Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Артиллеристы поразили склад с боеприпасами ВСУ на красноармейском направлении
Мир
В Великобритании заявили о критической фазе конфликта на Украине
Мир
Участники опроса в США заявили о страхе и опустошенности из-за избрания Трампа
Мир
В «Грузинской мечте» отказались сотрудничать с радикальной оппозицией
Здоровье
Эксперты предупредили россиян о самых опасных моющих средствах
Общество
Эксперты порекомендовали составлять индивидуальные предложения для привлечения сотрудников
Мир
Канада намерена увеличить военные расходы во время президентского срока Трампа
Армия
Для спецназа разработали новую винтовку
Мир
В Кишиневе заявили о необходимости ограничить соцсети из-за выборов
Мир
Министр обороны Лекорню заявил о возвращении обученных Францией солдатов ВСУ
Общество
Спрос на управленцев в России вырос почти в два раза за три года
Культура
Театр Образцова нашел способ борьбы со спекулянтами с сайтов-двойников
Мир
Меркель назвала серьезным экономическим ударом для ФРГ отказ от российского газа
Экономика
ФАС оштрафовала четыре логистических центра за нарушения закона о торговле
Мир
Эксперты указали на низкую эффективность администрации Байдена в помощи Украине
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении двух беспилотников
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –7 в Москве 26 ноября
Интернет и технологии
В проекте S.T.A.L.K.E.R. 2 обнаружили следящую за игроками систему

Распределили заряд: новосибирский производитель литиевых батарей договорился с кредиторами

В «Лиотехе» развивают производство и рассчитывают погасить долги за счет операционной выручки
0
Фото: пресс-служба «Лиотеха»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новосибирский завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех» (входит в портфель «Роснано») в конце октября договорился с кредиторами о погашении долга, сумма которого составила 10 млрд рублей, в рассрочку в течение 10 лет. Сделать это в «Лиотехе» рассчитывают прежде всего за счет операционной выручки. Подробнее об этом проекте и о перспективах развития рынка экологичных литий-ионных аккумуляторов — в материале «Известий».

Задел на будущее

«Лиотех» — один из самых известных и самых сложных проектов в портфеле корпорации «Роснано». Предприятие начало работу в 2011 году в Новосибирске, его главным продуктом стали литий-ионные аккумуляторы (одно из их главных преимуществ заключается в том, что они считаются более экологичными, чем традиционные источники энергии), предназначенные в том числе для городского транспорта. Однако в 2016 году завод приостановил свою деятельность из-за низкого спроса на эту продукцию.

Трудности «Лиотеха» во многом связаны со спецификой основного профиля компании. Основные потребители продукции завода — альтернативная энергетика, а также электротранспорт — в России сегодня только начинают развиваться, и долгое время потенциальные заказчики и инвесторы в возможности таких аккумуляторов не верили. Тем не менее, подчеркивают в «Роснано», все последние годы в компании вели активные переговоры с кредиторами, подтверждая наличие технологических возможностей для дальнейшего развития производства и в том числе для выполнения серийных контрактов.

— Заключение мирового соглашения — сигнал, что кредиторы убедились: в течение 10 лет предприятие сможет погасить долги за счет развивающегося бизнеса. Это основное условие мирового соглашения со стороны «Роснано», — объяснял «Ъ» председатель совета директоров «Лиотех», управляющий директор УК «Роснано» Владимир Козлов.

Если в 2018 году выручка завода составила около 240 млн рублей, то по итогам 2019-го в «Лиотехе» планируют выйти на показатель в 350–400 млн рублей. Сделать это на предприятии рассчитывают прежде всего за счет разработки и вывода на рынок новых продуктов в своем сегменте.

Посмотрели на улицы

Флагманским направлением для новосибирского предприятия является производство аккумуляторов для электротранспорта, в том числе городского общественного транспорта. Именно батареи «Лиотеха» установлены на 80 троллейбусах с автономным ходом, которые сегодня обслуживают несколько маршрутов в Петербурге.

В ближайшие годы этот сегмент обещает стать одним из самых перспективных, учитывая, с одной стороны, высокий износ находящегося в эксплуатации городского транспорта и необходимость в обновлении инфраструктуры, а с другой — растущее внимание к вопросам защиты окружающей среды и, соответственно, появление новых стандартов в этой области. В частности, в Москве первый электробус, то есть автобус на электрической тяге, появился в 2018 году и обслуживал один маршрут на севере-востоке столицы. Сегодня таких маршрутов в городе — больше десяти.

В ближайшее время, вероятнее всего, на электробусы появится спрос и в регионах — тем более что, помимо своей экологичности, такой транспорт оказывается экономичнее в обслуживании. Еще до запуска электробусов в Москве столичные власти сообщили, что, по их подсчетам, затраты на эксплуатацию одного электробуса могут быть на 10% ниже, чем на эксплуатацию одного троллейбуса.

Пока рынок недостаточно большой, в компании намерены модернизировать производство, расширив свою линейку. В том числе на предприятии планируют перейти на использование новой технологии, которая позволит производить аккумуляторы с функцией быстрой зарядки — именно они сегодня используются на транспорте, который обслуживает столицу.

Одновременно в компании работают и с другими направлениями. Так, в августе 2019-го компания «Трансмашхолдинг» представила первый прототип локомотива, оснащенного аккумуляторами «Лиотеха». Как рассказала «Коммерсанту» представитель конкурсного управляющего «Лиотеха» Екатерина Никифорова, спрос на новую продукцию уже есть.

— Это соглашение о сотрудничестве между РЖД, «Трансмашхолдингом» и «Роснано», заключенное в июне 2019 года, на поставку в течение шести лет не менее 131 гибридного локомотива в РЖД; соглашение о стратегическом партнерстве ПАО «КамАЗ» и «Роснано» по разработке и производству перспективных батарей для электротранспорта и напольной техники на основе ЛИА; договор с «Авелар солар технолоджи» (структура ГК «Хевел»). Также есть письмо от Bakulin Motors Group, подтверждающее потребность в усовершенствованной продукции завода «Лиотех», — цитирует издание Екатерину Никифорову.

Разделить нагрузку

Перспективный, хотя и сложный для российского рынка проект в «Роснано» на протяжении последних лет развивали практически в одиночку — инвестиционному фонду принадлежит 100% акций предприятия. Однако в управляющей компании подчеркивают, что такая практика нетипична — в большинстве проектов, входящих в ее портфель, «Роснано» принадлежит лишь миноритарный пакет акций. Поэтому сейчас здесь ищут соинвесторов.

— Базовый вариант — привлечь стратега из транспортной сферы, и, как мы видим, это соответствует мировому тренду по кооперации игроков в транспорте и производителей аккумуляторов. Мы ведем переговоры с рядом таких крупных российских партнеров в транспортной сфере. Тот игрок, который проявит наиболее явный интерес к этому рынку, — потенциальный инвестор для «Лиотеха», — рассказал Владимир Козлов.

В «Роснано» уверены: тот факт, что «Лиотеху» удалось достичь соглашения с кредиторами, говорит о том, что рынок поверил в перспективы литиевых батарей в качестве нового источника энергии. Однако большинство отечественных производителей сегодня по-прежнему сталкиваются с рядом системных сложностей, связанных с вопросами государственного регулирования.

Так, за ввоз основных компонентов, необходимых для производства таких аккумуляторов, — сепараторной бумаги, медной и алюминиевой фольги, катодных и анодных порошков и много другого — компаниям необходимо платить пошлины. При этом на ввоз импортных ячеек пошлины отсутствуют. В итоге российские игроки оказываются в заведомо невыгодной позиции по сравнению со своими иностранными конкурентами. Это значит, что для дальнейшего развития российскому рынку может потребоваться системная поддержка государства и совершенствование действующего законодательства, регулирующего эту сферу.

Читайте также
Прямой эфир