Москва слезам верит: возвращение Марии Бутиной не улучшит связи с США
Положительного сдвига в отношениях Москвы и Вашингтона на фоне возвращения Марии Бутиной не произошло, поскольку остальные заключенные по-прежнему остаются в американских тюрьмах, шансы на их скорейшее освобождение крайне малы. Об этом «Известиям» заявили в МИД РФ. В ведомстве, однако, признали — столь скорое возвращение Бутиной на родину создало положительный прецедент, поскольку обычно власти США затягивали этот процесс до полутора месяцев. Вице-президент Международного комитета защиты прав человека Александр Ионов заявил «Известиям», что кейс Бутиной еще не закрыт и сбор средств на оплату адвокатов до сих пор продолжается.
Битва продолжается
26 октября в зоне прилетов терминала D аэропорта Шереметьево с 10 утра сторожили свыше 30 камер — журналисты ждали триумфального возвращения Марии Бутиной, отбывшей почти полтора года наказания в американской тюрьме. Ее обвиняли по сфабрикованному делу о якобы имевшем место вмешательстве во внутреннюю политику США в интересах правительства РФ. Изначально освобождение и дальнейшая депортация россиянки на родину планировались 5 ноября, однако руководство тюрьмы решило сократить срок на 10 дней. Как ранее писали «Известия», американские власти оплатили Бутиной билет в один конец на рейс Майами–Москва.
Выходящие в зону прилетов пассажиры сильно удивлялись столпотворению камер, многие уточняли, останавливаясь, кого же ждут журналисты. У 56-летней Антонины Сергеевны, прилетевшей с внуком из Цюриха, имя Марии Бутиной вызвало мгновенную реакцию: «Как, неужели отпустили?! Наконец!»
Женщина осталась с журналистами ждать выхода Бутиной и пыталась рассказать малолетнему внуку, кто такая Мария и за что ее арестовали американцы.
Вокруг выхода и на верхних этажах лобби собралась большая толпа случайных прохожих, все ждали 31-летнюю россиянку.
Ее появление в дверях терминала вызвало мгновенный вздох облегчения — казалось, до последнего никто не верил, что вернется. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, предваряя вопросы журналистов, тут же анонсировала, обращаясь к Бутиной: «Маша, это самый счастливый брифинг в моей карьере. Это самый счастливый день в твоей жизни, правда?»
Сама Маша только молча улыбалась. Но перед камерами держалась по-боевому — поблагодарила всех журналистов и правозащитников, а также свою семью — встречать Марию в Москву из Барнаула прилетел ее отец Валерий Бутин, приехали и многочисленные московские родственники и друзья.
— Я очень рада вернуться домой, и спасибо всем, кто меня поддерживал, российским гражданам, которые помогали, писали мне письма, жертвовали деньги на мою защиту, я безумно рада увидеть мою семью, — сказала россиянка. — Я не сдалась, потому что знала, что просто не имею права. Я однажды говорила уже в одном видео: русские не сдаются.
Однако столь триумфальное возвращение Марии Бутиной, к сожалению, никак не скажется на улучшении российско-американских отношений. Об этом «Известиям» заявил начальник отдела цифровой дипломатии департамента информации и печати МИД РФ Максим Гончаров. Весь последний год дипломат находился в США и дважды в неделю навещал Марию Бутину в тюрьме.
По его словам, американские власти пытались намеренно сломить дух россиянки, заточив ее в одиночную камеру. При этом руководство тюрьмы никак не объясняло свое решение перевести Бутину в одиночку, ссылаясь на внутренние правила и якобы безопасность самой заключенной.
— В Александрии, куда ее этапировали в августе прошлого года и содержали до 11 декабря, Марию держали по 22 часа в сутки в камере, в полной изоляции. Потом на два часа ночью выпускали. Это время она могла потратить либо на спортзал, либо на душ. На улицу, на свежий воздух ее не выпускали — исходя из каких-то соображений безопасности, — рассказал дипломат. — На наши запросы, на требования адвокатов руководство тюрьмы отказывалось отвечать, говоря, что это внутреннее дело учреждения.
Он также заявил, что согласие на дачу признательных показаний в суде далось Марии Бутиной очень тяжело. На этом команда адвокатов во главе с Робертом Нилом Дрисколлом настояла, чтобы сократить срок пребывания в тюрьме.
— Маша долго думала — ведь это же, по сути, всё равно что оговорить себя, но в итоге решилась. К сожалению, американская сторона не выполнила свое обещание. Хотя слушания в суде были еще в декабре прошлого года, собственно, после них ее и должны были отпустить, но сделали это только спустя 10 месяцев, — отметил дипломат.
— Обычно миграционные власти затягивают возвращение человека на родину от двух недель до полутора месяцев, — пояснил дипломат. — В этом плане Марии Бутиной очень повезло. Надеюсь, этот прецедент закрепится.
Он также рассказал, что и в тюрьме Александрии, и в миграционной тюрьме Талахасси приносил Марии свежие новости, газеты, в том числе материалы «Известий» со словами отца Марии — Валерия Бутина.
По словам дипломата, такая мощная информационная поддержка придавала россиянке сильнейший прилив сил — она видела, что вся Россия вместе с ней, борется за ее освобождение. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отдельно поблагодарила всех журналистов — и российских, и американских — за помощь в освобождении Бутиной. И отметила — власти США до последнего не давали девушке связаться с отцом. Это позор, возмутилась представитель МИДа и призналась, что сама смогла переговорить с россиянкой лишь тогда, когда та уже находилась в самолете, и то благодаря содействию корреспондентов российских агентств — те по просьбе Марии Захаровой передали трубку девушке.
— Мы проговорили около десяти минут. И по ее эмоциональному настрою было понятно, что девушка не сломилась, что она держится уверенно, — заявила дипломат. — Простите мне мои слезы, момент встречи Маши с отцом — как они встретились в аэропорту и долго стояли обнявшись — просто до слез.
— Вот привезли Марии теплую одежду, — заявил Валерий Бутин «Известиям». — Для нас это праздник, окончание срока, к которому ее приговорило несправедливое американское правосудие. Но об опротестовании дела рано говорить, надо прийти в себя, пообщаться с адвокатами, потом будем решать.
Мария Захарова также отметила, что успокоилась только вчера, 25 октября, когда стало известно, что Бутина благополучно села в самолет «Аэрофлота», который уже считается территорией России. Спикер МИДа призналась, что наконец поменяла аватар аккаунтов министерства в соцсетях — полтора года на заставке у ведомства стояла фотография Марии Бутиной.
Теперь рискуют все
Вице-президент Международного комитета защиты прав человека, представитель интересов Марии Бутиной в Москве Александр Ионов заявил «Известиям», что расценивает возвращение Марии не только как безусловную победу, но и как первое поражение.
— Победа, поскольку по прецедентному праву другим заключенным по этим делам не дадут срок больше 18 месяцев. И поражение, поскольку за столь несерьезную работу дали столь серьезный срок, — заявил правозащитник. — Риски есть для всех. В поле зрения американских спецслужб попадает любой россиянин, имеющий обширные контакты с общественно-политическими деятелями на территории России и аналогичные связи с общественниками в США.
При этом правозащитник отметил — вся сумма для оплаты деятельности адвокатов еще не собрана, этот процесс продолжается, все счета открыты. Поэтому призыв помочь Марии Бутиной оплатить защитников до сих пор актуален.
— Это еще не конец кейса Бутиной, поскольку будет расследование минюста США относительно правомерности принятых мер, проверка действий сотрудников ФБР. Один из них под присягой в суде заявил, что Бутина не находилась в разработке спецслужб. На самом деле это было на так. Мы знаем это из слов топ-менеджера одной компании (вероятно, речь идет об основателе и бывшем руководителе компании Overstock Патрике Бирне. — «Известия»), он признал, что специально выходил на контакт с Бутиной, чтобы осуществлять оперативную работу в ее отношении.
Ранее адвокат осужденной в США российской гражданки Марии Бутиной Роберт Нил Дрисколл обратился в минюст США, чтобы проверить возможные нарушения со стороны прокуроров по делу, но ответа не получил.
Бутина была арестована в Вашингтоне 15 июля 2018 года накануне встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки. Девушке инкриминировалось участие в заговоре с целью ведения деятельности в пользу иностранного государства на территории США. Американские спецслужбы утверждали, что россиянка вела такую деятельность, не будучи зарегистрированным при министерстве юстиции США агентом иностранного государства. По возвращении Мария сказала: «Единственное преступление, которое я совершила, — это не зарегистрировалась».