Повернуть стрелу: как ездить в дождь на суперкаре с мотором в корме
Стрела, летящая наконечником назад, — лучше, чем легендарный дизайнер Анатолий Лапин, про Porsche 911 и не скажешь. Дождь тем временем всё больше заливает трассу Moscow Raceway. Вот-вот даст о себе знать коварство мотора в заднем свесе, но инструкторы настроены оптимистично: занятия пройдут при любой погоде. Корреспондент «Известий» поездил за рулем нового Porsche 911 и выяснил, как в Центре вождения Porsche учат получать невероятные эмоции.
Опасный тип
Кстати, Лапин создал первый в истории Porsche переднемоторный спорткар — модель 928, а до этого, работая в GM, безуспешно пытался победить управляемость заднемоторного Chevrolet Corvair. Мощный мотор в заднем свесе — опасная штука. Стрела стремится полететь наконечником вперед и требует опытного водителя за рулем.
Porsche всё еще верна этой схеме, хотя у нее в модельном ряду есть автомобили с разным расположением силового агрегата, передним и средним. «Нойнэльфте» — для компании священная корова, самый главный и самый настоящий «Порше». Для инженеров настоящий вызов — как, не меняя врожденных недостатков, делать каждое новое поколение этого автомобиля всё более быстрым и управляемым.
Причем, с одной стороны, нужно оставить достаточно эмоций искушенному водителю, а новичку — добавить уверенности за рулем. Вдобавок соблюсти все нормы безопасности и экологии, которые становятся всё жестче и жестче. Поэтому у 911 увеличился передний свес, а корма стала тяжелее за счет установки сажевых фильтров — да, ими теперь оснащают не только дизельные машины.
Оцифровать ретро
Удивительно, как удается дизайнерам каждый раз добавлять к каноническому дизайну нюансы. У новой машины ребра на капоте, как у 911-х с воздушным охлаждением, сочетаются со светодиодной «монобровью» шириной почти во всю корму, как на электрическом Porsche Taycan. Скрытые ручки дверей — тоже «тайкановские». Выдвигаются с помощью электропривода, но работают так, как будто сделаны в прошлом. Когда на усилие при открывании никто особо не жаловался, как и на испорченный маникюр.
Так что если у вас Porsche, вам придется особо опекать пассажирку, открывая ей дверь и передний багажник, если потребуется положить в него сумочку и шубку. Глубоко упрятанная защелка багажника также потенциально опасна для маникюра. Вряд ли стоит бояться обвинений в «доброжелательном сексизме» — с длинными ногтями они, как правило, не сочетаются.
Из центрального тоннеля торчит странный обрубок — селектор «робота» PDK. Кнопок вокруг него осталось минимум, зато появилось место для подстаканника. Управление различными функциями возложено на внушительных размеров тачскрин. Кстати, переход на сенсорное управление, как бы это ни парадоксально звучало, сделал вид интерьера еще более ретровым — у классических Porsche кнопок было минимум.
Круглые приборы теперь рисованные, настоящий только тахометр по центру. Циферблаты расползлись вширь, как на классических 911-х, и теперь крайние перекрывает обод руля. Недостаток? Отнюдь — еще один забавный стилевой элемент.
Еще в прошлом поколении «Нойнэльфте» получила управляемые задние колеса — они поворачиваются на небольшой угол, улучшая маневренность на небольших скоростях и устойчивость на больших. У новой 911-й под широкими задними крыльями — теперь они единой ширины — колеса на дюйм больше передних. Колея передних колес значительно выросла, что вместе с более цепкими шинами должно помочь в прохождении поворотов. Плюс увеличенное антикрыло, которое в сложенном состоянии превращается в кузовную панель. Плюс более продвинутая электроника, управляющая шасси. Плюс режим Wet — для мокнущей под дождем трассы он будет как раз кстати.
Умейте отпускать
Несмотря на все эти инновации, шеф-инструктор Центра вождения Porsche Олег Кессельман учит управлять заднемоторным суперкаром по старинке. Учит так называемому трейл-брейкингу, когда после активного замедления постепенно ослабляем давление на педаль газа и одновременно поворачиваем руль. А потом от вершины поворота плавно добавляем газ уже с прямыми колесами. Задача — прижать автомобиль к асфальту торможением, иначе тяжелый двигатель в заднем свесе стянет машину с траектории. Чем выше класс пилота, тем позже он отпускает педаль тормоза, рассказывает Кессельман.
Так же он советует управляться и со среднемоторным 718 Cayman. Тренировка на затяжном повороте «Арена», гордости Германа Тильке, показывает, что «Кайман» легче прощает ошибки, но и 911-я поразительно стабильна. Зоны торможений с поворотами инструкторы обозначили конусами, так что пройти «Арену» правильно оказалось даже чересчур легко. Даже на заднеприводной Carrera S, что говорить о полноприводной машине. Даже если переключиться из режима Wet в экстремальный Sport+.
Дождь постепенно усиливался, и трасса становилась всё более скользкой, особенно в зонах торможений, где на асфальте остались черные полосы от шин. А к тому времени мы уже ездили по всей трассе, и чтобы не отстать от инструкторской машины, нужно ехать за ней след в след. Ошибся на выходе, перебрав с газом, и электроника грубо одергивает сорвавшуюся в занос машину, а отключать систему стабилизации запрещено. Новая Carrera S c 450-сильным турбомотором разгоняется до 100 км/ч менее чем за 4 секунды, а на прямиках скорость достигает 160–170 км/ч, но чтобы ехать действительно быстро, нужно уметь правильно тормозить. И ехать скупо, точно, без спецэффектов.
Как же прекрасен голос 6-цилиндрового оппозитника под полным газом! Настоящее безумие, щетки еле справляются с ливнем, а 911-я летит с невероятной скоростью и уверенно тормозит. Впрочем, я заигрался, и поскользнувшаяся машина едва вписывается в поворот.
Снова в школу
За пять лет Центр вождения Porsche подготовил 26 тыс. человек. Инструкторы работают 100 дней в году, даже зимой. «Мы продаем эмоции», — улыбается Олег Кессельман. В компании не скрывают, что открытие Porsche Experience Center Russia благоприятно сказывается на продажах. Как раз на треке потенциальный покупатель может получить ответы, которые не получит у дилера. Выбрать автомобиль в правильной версии. И еще не понятно, выберет он 911-ю или 718 Cayman. Некоторые, говорят инструкторы, покупают не машину, а курсы.
Но если 911-я стала такой всепогодной и легко управляется, нужно ли учиться на ней ездить? Определенно да, теперь, чтобы почувствовать предел машины, добраться до ее сути. Понять наконец, зачем платить семь, восемь, девять миллионов за странный автомобиль без багажника и с задними сиденьями для карликов. Шумный, тесный и вместе с тем способный подарить эмоции, которые не подарит другой автомобиль.