Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«Детский театр должен быть бесплатным»
2019-10-15 14:22:23">
2019-10-15 14:22:23
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сергей Безруков убежден: если о проблемах не слышат, о них надо кричать. Он считает, что настоящая страна чудес — это детство, и призывает юных зрителей не спешить взрослеть. Об этом народный артист России рассказал «Известиям» в день открытия II Международного большого детского фестиваля, который продлится до 15 ноября.

— В этом году вам удалось заметно расширить фестивальную программу. Что подготовили для юного зрителя?

— Можно сказать, моя мечта осуществилась: мы смогли выстроить мультижанровую программу, куда помимо детского театра вошли секции кино, анимации, мюзикла и цирка. Это свыше 50 представлений на 20 площадках в Москве, а также в Подмосковье. У каждого направления свои кураторы. Это Александр Адабашьян, Михаил Алдашин, Максим Дунаевский, Эдгард и Аскольд Запашные. К нам приехал итальянский клоун Дэвид Ларибле, работающий на стыке жанров театра и клоунады. Он представит свое шоу и даст мастер-классы. Также в рамках фестиваля состоится ледовое шоу. С одной стороны, смотр будет масштабным, с другой — мы увидим, в каких направлениях удалось достичь успеха, а где еще предстоит поработать.

Наш фестиваль — не только позиционирование лучшего, что было создано для детей в последние год-два, но и образовательные программы. И, конечно же, общение, возможность поговорить о проблемах. К примеру, о трудностях с прокатом и финансированием детского кино говорили много, а мы собрались все вместе и высказались на эту тему довольно-таки громко.

— Думаете, услышат?

Говорим-то мы много, решается мало. Значит, мало говорить — нужно кричать. Когда кричим, что-то начинает двигаться. Очень жду, что на закрытие фестиваля на Питерский культурный форум приедут люди, от которых зависит будущее искусства для детей, и мы сможем четко проговорить проблемы и пути их решения.

Актер Сергей Безруков на церемонии Открытия II Международного Большого Детского фестиваля. 13 октября 2019 года

Актер Сергей Безруков на церемонии открытия II Международного большого детского фестиваля. 13 октября 2019 года

Фото: пресс-служба II Международного большого детского фестиваля/grandkidsfest.ru

— Какие проблемы главные?

— Невозможно сравнить детские театры Москвы и Санкт-Петербурга с коллективами из провинций. Например, наш фестиваль поддерживает патриарх детско-юношеского театра, худрук РАМТа Алексей Владимирович Бородин. Глядя на его достижения, понимаешь, что в Москве радуют действительно потрясающими спектаклями, но регионам порой очень сложно соответствовать столице. Там и бюджет другой, и ценовая политика. Для поддержки таких коллективов была придумана программа «Театр — детям» — чтобы помочь региональным театрам выйти на новый уровень в плане технического оснащения сцены и качества постановок.

Насколько я знаю, сейчас одна из больших задач Министерства культуры — сделать капитальные ремонты во всех детских театрах России. Рад, что на таком высоком уровне осознана необходимость поддержки искусства для детей. Стратегически важно поддерживать детские театры как первые и главные досуговые центры. От того, с какими спектаклями ребенок соприкоснется, во многом зависит, пойдет ли он в театр, став взрослым. И тут возникает вопрос: как соответствовать детскому интересу, который уже отравлен интернетом и западным киноконтентом?

— Иными словами — можно ли удержать внимание детей только актерской игрой или требуется задействовать современные мультимедийные технологии?

— Вы правы. На одних артистах далеко не уедешь по той простой причине, что интернет предлагает массу развлечений и ребенок живет в мире ярких картинок. А у нас в регионах многие кукольные театры и ТЮЗы не оборудованы элементарными экранными проекторами. Как им биться за детские сердца? Они еле сводят концы с концами.

Но благодаря программе «Театр — детям» некоторые из коллективов уже обзавелись транспортом для гастролей, сделали капитальный или косметический ремонт. Следующий шаг — репертуарная наполняемость. У детских театров должна быть возможность поставить дорогостоящий спектакль, пригласить хорошего режиссера, закупить шикарные костюмы, чтобы зрители пришли в восторг от увиденного. Я буду биться за то, чтобы программа «Театр — детям» была долгосрочной, а в идеале — бессрочной. Было бы прекрасно, если бы детский театр сделали вообще бесплатным.

Сцена из спектакля «Бременские музыканты» в Екатеринбургском ТЮЗе

Сцена из спектакля «Бременские музыканты» в Екатеринбургском ТЮЗе

Фото: пресс-служба Екатеринбурского театра юного зрителя/uraltuz.ru/Евгений Литвинов

— На какие же средства в этом случае выпускать новые спектакли?

— Это уже задача государства. Региональные власти должны брать на себя содержание детских театров. А это помимо коммуналки, ремонтов, постановок дорогостоящих еще и хорошие зарплаты. Сегодня артисты в детских театрах получают мизер, они постоянно в поиске подработок — у них тоже семьи, дети, ипотеки… К ним и отношение соответствующее: «Ну, это тюзовский артист». А представьте, если, допустим, они будут получать гораздо больше, чем артисты драматических театров? Какой это стимул! Какая высочайшая конкуренция!

— Интересно, почему вы так озаботились состоянием именно детских театров?

— Столкнулся с тем, что в Московском губернском театре, которым я руковожу, поначалу относились к детскому репертуару как-то спустя рукава. А я считаю, что драматический артист, который играет в спектаклях для взрослых, в детских должен выкладываться еще сильнее, потому что малыши хорошо чувствуют любую фальшь и пренебрежение.

Мы активно стали наполнять эту нишу хорошими спектаклями, и сегодня у нас довольно большой детский репертуар. И это определенная политика. Как руководитель я понимаю, что дети, пришедшие к нам с родителями, если им понравится спектакль, в будущем станут сами ходить в наш театр. Более того, родители, которых приняли с распростертыми объятиями, порадовали их ребенка хорошим спектаклем, в следующий раз оставят малыша бабушке с дедушкой и придут на взрослую постановку.

Сцена из спектакля «Огниво» в Московском театре кукол

Сцена из спектакля «Огниво» в Московском театре кукол

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Не повлиял на ваш интерес к детскому контенту тот факт, что вы сами стали отцом?

— Конечно, повлиял. Начинаешь воспринимать детский репертуар через призму того, как на него отреагируют твои дети. Перед тем как показать что-то ребенку, нужно обязательно посмотреть самому. Основываясь на своем опыте и воспитании, я понимаю, что искусство для детей, которое создавалось во времена СССР, самое надежное, потому что не обижало ребенка и развивало его в правильном направлении.

Здесь главное понять, в какой момент начать переключать ребенка на современные вещи, чтобы он видел, какой мир его окружает, с чем ему предстоит соприкоснуться в скором будущем. И тут, конечно, можно совсем утонуть: детский контент сегодня огромен и как выбрать из него по-настоящему стоящие вещи? Вот, к примеру, есть хорошая серия современных воспитательных мультфильмов «Малышарики».

— Вы хотели, наверное, сказать «Смешарики»?

— Не путайте. Кто из нас папа и лучше разбирается в мультфильмах? Есть и «Малышарики», там Костя Хабенский озвучивает. Я их очень люблю: в этом мультфильме забавные персонажи, которые разыгрывают какие-то серьезные ситуации и знакомят детей со взрослыми проблемами. Например, учат, что нельзя общаться с чужим человеком, который пытается с тобой познакомиться, говорят, как поступать в таких случаях. Я бы рекомендовал этот мультфильм для просмотра.

Кадр из мультфильма «Малышарики»

Кадр из мультфильма «Малышарики»

Фото: студия анимации «Петербург»

— Вы могли бы провести параллель между вашим детством и детством сегодняшних ребятишек?

— У нас не было интернета и компьютерных игр, мы проводили детство в постоянном движении. Почему говорят, что люди старшего поколения физически крепкие? Да просто они всё свободное время играли во дворе. Бегали, прыгали, играли в футбол, салочки, хоккей. Сейчас компьютер подорвал детский досуг. Дети стреляют, бегают и лазают — но в виртуальном мире. Технологии, с одной стороны, это прекрасно, с другой — глобальная проблема, они подрывают социальную адаптацию ребенка.

— Худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов объявил о старте программы «Большие режиссеры — маленьким зрителям». Как думаете, если известные постановщики придут в детский театр, это повлияет на интерес к спектаклям?

— Вопрос в том, поведут ли своих малышей на такой спектакль родители, уже знающие стилистику и манеру конкретного режиссера. Если тот же Кирилл Серебренников поставит «Муху-цокотуху», это будет один спектакль, если Костя Богомолов — совершенно другой. К примеру, можно пригласить Роберта Уилсона поставить «Золотой ключик» — и знаете, это будет такой «Ключик», что даже взрослым будет немножко неловко.

Да вот, пожалуйста, в Театре Наций есть спектакль «Сказки Пушкина» в постановке Уилсона. Я был на нем, это довольно интересно с точки зрения актерского мастерства. Но насколько такое прочтение будет интересно детям? Не знаю. Я бы рекомендовал для этой программы режиссеров традиционного направления, которые требовательны не столько к форме, сколько к содержанию. Важно, о чем мы говорим с детьми. Форма должна быть яркой, но не отпугивающей.

У нас в Губернском идут блокбастеры — «Остров сокровищ», «Книга джунглей», «Маугли». Там за большими вложениями, яркими декорациями и технологиями присутствует глубокое содержание. В целом же идея Константина Богомолова прекрасна. Если я правильно понимаю его посыл, он хочет, чтобы крупные режиссеры, которые работают для серьезной аудитории, так же серьезно подошли к идее детского спектакля.

Актер Сергей Безруков в роли Джона Сильвера в спектакле «Остров сокровищ» сцене Московского Губернского театра

Актер Сергей Безруков в роли Джона Сильвера в спектакле «Остров сокровищ» на сцене Московского Губернского театра

Фото: пресс-служба Московского Губернского театра/Светлана Селезнева

— Сергей Безруков смог бы поехать, например, в Саратов и поставить в местном ТЮЗе спектакль для детей?

— Абсолютно не проблема. Главное — найти время. Морально я готов, хотя и работаю в основном со взрослой аудиторией. Впрочем, недавно сделал в Губернском театре свою версию «Алисы в Стране чудес». Мне хотелось показать, как дети воспринимают наш взрослый мир. Для них страна чудес — это и есть мир взрослых. Во сне Алиса попадает именно в этот мир. Передо мной же стояла задача сказать детям, чтобы они не торопились вырастать. Самый несвободный мир — это мир взрослых. Настоящая страна чудес — это детство, там подлинная свобода.

— Вы призываете родителей вместо похода на какое-нибудь «странное кино» сводить ребенка на хороший детский спектакль. Нужна ли такая опека? Хотят — идут в кино, хотят — в театр, а захотели — посадили ребенка у планшета и включили каких-нибудь «гоблинов».

Знаете, что было хорошего, на мой взгляд, в СССР? Система образования и воспитания. Как раз таки добровольно-принудительная. Для всех. Я, например, учился в обычной советской школе. Разве плохо, что я много читал, что меня заставляли уделять внимание наукам, музыке, подсказывали, что хорошо, а что плохо. Разве я от этого проиграл? Думаю, нет.

И кому же, если не нам, помочь детям сделать первые шаги в этом мире, увидеть лучшее, расширить их мировоззрение? Когда папы и мамы собираются вместе и понимают: надо что-то делать, мы теряем детей, целое поколение, — это уже шаг вперед. Таких неравнодушных людей я пригласил стать модераторами нашего детского фестиваля. Они понимают, что нужно работать. Авось и услышат наверху. Увидят реальность вместо розовых очков и начнут системно поддерживать и развивать искусство для детей.

Справка «Известий»

Сергей Безруков окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Олега Табакова). Сыграл более 60 ролей в кино. С 2014 года — худрук Московского Губернского театра. Лауреат Государственной премии РФ, народный артист России, художественный руководитель Международного большого детского фестиваля, который проводится в рамках федерального проекта «Культура малой Родины». Основная идея форума — собрать лучшее, что делается для детей и юношества в самых различных жанрах перформативного искусства.