«Детский театр должен быть бесплатным»
Сергей Безруков убежден: если о проблемах не слышат, о них надо кричать. Он считает, что настоящая страна чудес — это детство, и призывает юных зрителей не спешить взрослеть. Об этом народный артист России рассказал «Известиям» в день открытия II Международного большого детского фестиваля, который продлится до 15 ноября.
— В этом году вам удалось заметно расширить фестивальную программу. Что подготовили для юного зрителя?
— Можно сказать, моя мечта осуществилась: мы смогли выстроить мультижанровую программу, куда помимо детского театра вошли секции кино, анимации, мюзикла и цирка. Это свыше 50 представлений на 20 площадках в Москве, а также в Подмосковье. У каждого направления свои кураторы. Это Александр Адабашьян, Михаил Алдашин, Максим Дунаевский, Эдгард и Аскольд Запашные. К нам приехал итальянский клоун Дэвид Ларибле, работающий на стыке жанров театра и клоунады. Он представит свое шоу и даст мастер-классы. Также в рамках фестиваля состоится ледовое шоу. С одной стороны, смотр будет масштабным, с другой — мы увидим, в каких направлениях удалось достичь успеха, а где еще предстоит поработать.
Наш фестиваль — не только позиционирование лучшего, что было создано для детей в последние год-два, но и образовательные программы. И, конечно же, общение, возможность поговорить о проблемах. К примеру, о трудностях с прокатом и финансированием детского кино говорили много, а мы собрались все вместе и высказались на эту тему довольно-таки громко.
— Думаете, услышат?
— Говорим-то мы много, решается мало. Значит, мало говорить — нужно кричать. Когда кричим, что-то начинает двигаться. Очень жду, что на закрытие фестиваля на Питерский культурный форум приедут люди, от которых зависит будущее искусства для детей, и мы сможем четко проговорить проблемы и пути их решения.
— Какие проблемы главные?
— Невозможно сравнить детские театры Москвы и Санкт-Петербурга с коллективами из провинций. Например, наш фестиваль поддерживает патриарх детско-юношеского театра, худрук РАМТа Алексей Владимирович Бородин. Глядя на его достижения, понимаешь, что в Москве радуют действительно потрясающими спектаклями, но регионам порой очень сложно соответствовать столице. Там и бюджет другой, и ценовая политика. Для поддержки таких коллективов была придумана программа «Театр — детям» — чтобы помочь региональным театрам выйти на новый уровень в плане технического оснащения сцены и качества постановок.
Насколько я знаю, сейчас одна из больших задач Министерства культуры — сделать капитальные ремонты во всех детских театрах России. Рад, что на таком высоком уровне осознана необходимость поддержки искусства для детей. Стратегически важно поддерживать детские театры как первые и главные досуговые центры. От того, с какими спектаклями ребенок соприкоснется, во многом зависит, пойдет ли он в театр, став взрослым. И тут возникает вопрос: как соответствовать детскому интересу, который уже отравлен интернетом и западным киноконтентом?
— Иными словами — можно ли удержать внимание детей только актерской игрой или требуется задействовать современные мультимедийные технологии?
— Вы правы. На одних артистах далеко не уедешь по той простой причине, что интернет предлагает массу развлечений и ребенок живет в мире ярких картинок. А у нас в регионах многие кукольные театры и ТЮЗы не оборудованы элементарными экранными проекторами. Как им биться за детские сердца? Они еле сводят концы с концами.
Но благодаря программе «Театр — детям» некоторые из коллективов уже обзавелись транспортом для гастролей, сделали капитальный или косметический ремонт. Следующий шаг — репертуарная наполняемость. У детских театров должна быть возможность поставить дорогостоящий спектакль, пригласить хорошего режиссера, закупить шикарные костюмы, чтобы зрители пришли в восторг от увиденного. Я буду биться за то, чтобы программа «Театр — детям» была долгосрочной, а в идеале — бессрочной. Было бы прекрасно, если бы детский театр сделали вообще бесплатным.
— На какие же средства в этом случае выпускать новые спектакли?
— Это уже задача государства. Региональные власти должны брать на себя содержание детских театров. А это помимо коммуналки, ремонтов, постановок дорогостоящих еще и хорошие зарплаты. Сегодня артисты в детских театрах получают мизер, они постоянно в поиске подработок — у них тоже семьи, дети, ипотеки… К ним и отношение соответствующее: «Ну, это тюзовский артист». А представьте, если, допустим, они будут получать гораздо больше, чем артисты драматических театров? Какой это стимул! Какая высочайшая конкуренция!
— Интересно, почему вы так озаботились состоянием именно детских театров?
— Столкнулся с тем, что в Московском губернском театре, которым я руковожу, поначалу относились к детскому репертуару как-то спустя рукава. А я считаю, что драматический артист, который играет в спектаклях для взрослых, в детских должен выкладываться еще сильнее, потому что малыши хорошо чувствуют любую фальшь и пренебрежение.
Мы активно стали наполнять эту нишу хорошими спектаклями, и сегодня у нас довольно большой детский репертуар. И это определенная политика. Как руководитель я понимаю, что дети, пришедшие к нам с родителями, если им понравится спектакль, в будущем станут сами ходить в наш театр. Более того, родители, которых приняли с распростертыми объятиями, порадовали их ребенка хорошим спектаклем, в следующий раз оставят малыша бабушке с дедушкой и придут на взрослую постановку.
— Не повлиял на ваш интерес к детскому контенту тот факт, что вы сами стали отцом?
— Конечно, повлиял. Начинаешь воспринимать детский репертуар через призму того, как на него отреагируют твои дети. Перед тем как показать что-то ребенку, нужно обязательно посмотреть самому. Основываясь на своем опыте и воспитании, я понимаю, что искусство для детей, которое создавалось во времена СССР, самое надежное, потому что не обижало ребенка и развивало его в правильном направлении.
Здесь главное понять, в какой момент начать переключать ребенка на современные вещи, чтобы он видел, какой мир его окружает, с чем ему предстоит соприкоснуться в скором будущем. И тут, конечно, можно совсем утонуть: детский контент сегодня огромен и как выбрать из него по-настоящему стоящие вещи? Вот, к примеру, есть хорошая серия современных воспитательных мультфильмов «Малышарики».
— Вы хотели, наверное, сказать «Смешарики»?
— Не путайте. Кто из нас папа и лучше разбирается в мультфильмах? Есть и «Малышарики», там Костя Хабенский озвучивает. Я их очень люблю: в этом мультфильме забавные персонажи, которые разыгрывают какие-то серьезные ситуации и знакомят детей со взрослыми проблемами. Например, учат, что нельзя общаться с чужим человеком, который пытается с тобой познакомиться, говорят, как поступать в таких случаях. Я бы рекомендовал этот мультфильм для просмотра.
— Вы могли бы провести параллель между вашим детством и детством сегодняшних ребятишек?
— У нас не было интернета и компьютерных игр, мы проводили детство в постоянном движении. Почему говорят, что люди старшего поколения физически крепкие? Да просто они всё свободное время играли во дворе. Бегали, прыгали, играли в футбол, салочки, хоккей. Сейчас компьютер подорвал детский досуг. Дети стреляют, бегают и лазают — но в виртуальном мире. Технологии, с одной стороны, это прекрасно, с другой — глобальная проблема, они подрывают социальную адаптацию ребенка.
— Худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов объявил о старте программы «Большие режиссеры — маленьким зрителям». Как думаете, если известные постановщики придут в детский театр, это повлияет на интерес к спектаклям?
— Вопрос в том, поведут ли своих малышей на такой спектакль родители, уже знающие стилистику и манеру конкретного режиссера. Если тот же Кирилл Серебренников поставит «Муху-цокотуху», это будет один спектакль, если Костя Богомолов — совершенно другой. К примеру, можно пригласить Роберта Уилсона поставить «Золотой ключик» — и знаете, это будет такой «Ключик», что даже взрослым будет немножко неловко.
Да вот, пожалуйста, в Театре Наций есть спектакль «Сказки Пушкина» в постановке Уилсона. Я был на нем, это довольно интересно с точки зрения актерского мастерства. Но насколько такое прочтение будет интересно детям? Не знаю. Я бы рекомендовал для этой программы режиссеров традиционного направления, которые требовательны не столько к форме, сколько к содержанию. Важно, о чем мы говорим с детьми. Форма должна быть яркой, но не отпугивающей.
У нас в Губернском идут блокбастеры — «Остров сокровищ», «Книга джунглей», «Маугли». Там за большими вложениями, яркими декорациями и технологиями присутствует глубокое содержание. В целом же идея Константина Богомолова прекрасна. Если я правильно понимаю его посыл, он хочет, чтобы крупные режиссеры, которые работают для серьезной аудитории, так же серьезно подошли к идее детского спектакля.
— Сергей Безруков смог бы поехать, например, в Саратов и поставить в местном ТЮЗе спектакль для детей?
— Абсолютно не проблема. Главное — найти время. Морально я готов, хотя и работаю в основном со взрослой аудиторией. Впрочем, недавно сделал в Губернском театре свою версию «Алисы в Стране чудес». Мне хотелось показать, как дети воспринимают наш взрослый мир. Для них страна чудес — это и есть мир взрослых. Во сне Алиса попадает именно в этот мир. Передо мной же стояла задача сказать детям, чтобы они не торопились вырастать. Самый несвободный мир — это мир взрослых. Настоящая страна чудес — это детство, там подлинная свобода.
— Вы призываете родителей вместо похода на какое-нибудь «странное кино» сводить ребенка на хороший детский спектакль. Нужна ли такая опека? Хотят — идут в кино, хотят — в театр, а захотели — посадили ребенка у планшета и включили каких-нибудь «гоблинов».
— Знаете, что было хорошего, на мой взгляд, в СССР? Система образования и воспитания. Как раз таки добровольно-принудительная. Для всех. Я, например, учился в обычной советской школе. Разве плохо, что я много читал, что меня заставляли уделять внимание наукам, музыке, подсказывали, что хорошо, а что плохо. Разве я от этого проиграл? Думаю, нет.
И кому же, если не нам, помочь детям сделать первые шаги в этом мире, увидеть лучшее, расширить их мировоззрение? Когда папы и мамы собираются вместе и понимают: надо что-то делать, мы теряем детей, целое поколение, — это уже шаг вперед. Таких неравнодушных людей я пригласил стать модераторами нашего детского фестиваля. Они понимают, что нужно работать. Авось и услышат наверху. Увидят реальность вместо розовых очков и начнут системно поддерживать и развивать искусство для детей.