Советская душа: спектакль «Энергичные люди» обращен в прошлое
Брюки клеш и кричащие пиджаки, авоськи и дефицитные товары, эпоха застоя и русская смекалка — из этих компонентов складывается спектакль «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина. Его поставил на сцене Московского Губернского театра народный артист России Сергей Безруков. Словно на машине времени он возвращает зрителя в брежневский период. Именно Леонид Ильич своим неповторимым голосом «открывает» премьеру, произнося традиционное: «Отключите, так сказать, свои мобильные...», а затем добавляет: «Петь вместе с артистами во время спектакля не только разрешается, но горячо поддерживается!» Оно и понятно: это караоке-спектакль с хитами 1970-х годов, которые артисты исполняют под аккомпанемент Губернаторского оркестра.
В этом году Василию Шукшину могло бы исполниться 90 лет. В честь юбилея Сергей Безруков решил вернуть автора на сцену, заметив, что коллеги почему-то предпочли пропустить дату. Действительно, Василий Макарович на столичных подмостках в последнее время появляется всё реже. Хотя там, где его поставили — в Театре им. Моссовета, «У Никитских ворот» и Театре наций — спектакли пользуются неизменным успехом. В своей прозе он смог ухватить в русском человеке нечто такое, что не поддается классификации и с чьей-то легкой руки зовется «загадочной русской душой». И если следовать утверждению, что «все мы вышли из гоголевской шинели», то можно предположить, что в каждом из нас есть что-то от шукшинского «чудика».
Разгадывать русскую (точнее — советскую) душу Сергей Безруков принялся с такой страстью, напором и фантазией, что название «Энергичный человек» здесь выглядит символично. Выступив в качестве режиссера и сценографа в одном лице, режиссер воссоздал на сцене антураж квартир 1970-х годов, прозванных ныне «бабушатниками». Здесь всё то, чем так гордились наши родители, а ныне презирает молодежь — холодильники «Зил», полированные шкафы и серванты, настенные ковры, телефон-«вертушка», причем обязательно красный, магнитофон Sony, черно-белый телевизор, рога на стене, хрустальные сервизы. Инсталляции, изображающие быт советских людей, расположились и в фойе театра. В антракте можно полюбоваться ими, а можно остаться в зале и посмотреть трансляцию хоккейных матчей сборных СССР и Канады.
Впрочем, погрузив зрителя с такой достоверностью и наполненностью в нашу историю, режиссер лишь немного приоткрыл двери во внутренний мир «Энергичных людей». Отчасти это связано с актерской игрой. Хотя на премьерных показах были явные удачи у Степана Куликова (Курносый), Дмитрия Карташова (Чернявый), Сергея Вершинина (Аристарх Кузькин), пока не всем их коллегам удается легко и органично существовать в том бешеном темпе и на столь высоком градусе, который задан Безруковым. Спектаклю нужно «настояться», исполнителям — успокоиться, убрать надрыв, постараться поймать тот драйв, легкость и гротесковые краски, которых, видимо, хотел добиться постановщик.
Зрителю, кстати, тоже нужно суметь принять бешеную энергию, что льется со сцены через край. В какой-то момент от такого напора хочется закрыться, но если впустить его в себя, то уже скоро начинаешь невольно пританцовывать и вытягивать вместе с артистами: «А любовь, как сон, стороной прошла»...