Скандал в небесной канцелярии: осуждены фигуранты дела ЦНИИмаша
Следственный комитет сообщил об обвинительном приговоре для фигурантов дела о хищении средств в ЦНИИмаше при реализации федеральной целевой программы ГЛОНАСС. Подробности расследования, запятнавшего чередой скандалов репутацию предприятия — флагмана отечественной космической отрасли, — в материале «Известий».
Решением гарнизонного суда в Подмосковье бывший замгендиректора ФГУП «ЦНИИ машиностроения» Джордж Ковков, бывший начальник отдела капстроительства Александр Чернов, бывший руководитель ФГУП «Управление специального строительства № 5 при Спецстрое России» Александр Белов и экс-гендиректор компании «СпецМонолит» Роман Мартыненко были признаны виновными «в зависимости от роли и степени участия каждого» в таких преступлениях, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), легализация денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ).
Речь идет о хищении бюджетных денег, выделенных при реализации программы ГЛОНАСС в 2010 году для работ по реконструкции и техническому перевооружению корпуса 100-1 в Королеве. Из бюджета на реконструкцию было выделено 1,05 млрд рублей. Часть этих средств группе удалось похитить на возведении монолитных конструкций.
Дело длиной в шесть лет
Скандал на легендарном предприятии в подмосковном наукограде разразился еще шесть лет назад, когда фигурантом антикоррупционного расследования стал автор ряда научных публикаций, кандидат технических наук Джордж Ковков — уголовное дело в отношении бывшего замгендиректора ЦНИИ было возбуждено в июне 2013 года. Вместе с ним под следствием оказались начальник отдела института Чернов и на тот момент гендиректор 5-го управления при Спецстрое России Александр Белов.
Изначально следователи предъявили предполагаемым соучастникам обвинение по статье о мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.
Белов, по версии следователей, организовал утверждение актов фиктивно выполненных работ по возведению монолитных конструкций, указав в документах, что работы были сделаны с применением скользящей опалубки. Хотя он прекрасно знал, что эти работы не производились — крупнощитовая опалубка здания была выдана за скользящую, что позволило увеличить смету более чем в два раза.
«С целью освоения указанных денежных средств Научно-исследовательским институтом машиностроения заключен договор подряда с генподрядной строительной организацией — управлением специального строительства № 5 при Спецстрое России, которым произведены работы по возведению монолитных конструкций зданий корпуса 100-1 с технологией применения крупнощитовой опалубки на сумму 39 451 573 рубля», — сообщили после приговора в СКР. Притом что на бумагах было проведено работ на общую сумму чуть больше 147 млн рублей.
Липовую смету Белов предоставил Чернову, который отвечал за капстроительство в институте. Тот, в свою очередь, заверил их своей подписью. Ну а действовавший от имени заказчика Ковков утвердил акты. Деньги со счета института поступили на счета 5-го управления Спецстроя и затем перетекли на счета частных компаний. А уже позже были поделены между участниками авантюры.
Чуть позже скамью подсудимых пополнил Роман Мартыненко, глава компании «Спецмонолит». Через этого субподрядчика 5-го управления Спецстроя, как считает обвинение, были выведены бюджетные деньги. К слову, Мартыненко получил самый внушительный срок — 5 лет колонии.
Причастность к преступлениям на тот момент гендиректора ЦНИИмаша Геннадия Райкунова не была установлена — так как он поручил координацию работ по строительству своему первому заму Ковкову, оставив за собой лишь общий контроль. Как писали «Известия», Райкунов распорядился вывести на экран телевизора онлайн-трансляцию хода работ.
В том числе в результате разворовывания средств программы, выделенных на реконструкцию корпуса 100-1 (по документам это Центр контроля и подтверждения ТТХ ГНС ГЛОНАСС), к концу 2011 года деньги закончились. Это обстоятельство вызвало удивление у ревизоров, контролирующих исполнение программы.
Главный инженер информационно-аналитического центра ГЛОНАСС Алексей Агапов неоднократно письменно сообщал руководству ЦНИИ о возможной афере — в служебных записках еще в конце 2010 года он высказывал свои предположения, что затраты на монолитные работы завышены на 40%, писали ранее «Известия». В итоге к 2012 году строительство было законсервировано. Незавершенный проект в рамках госпрограммы привлек внимание оперативников ФСБ, проверка подтвердила предположения Агапова — по материалам спецслужбы СКР возбудил уголовное дело.
Корпоративные интриги
Любопытно, что немногим ранее в институте родилось еще одно уголовное дело, которое с первого взгляда не имело отношения к программе. Якобы Райкунов приложил усилия к возбуждению дела в отношении своего заместителя — Сергея Ревнивых. Ситуация выглядела довольно унизительной — инженера заподозрили в том, что он якобы в течение 2011–2012 годов начислял в качестве оклада деньги своей супруге (общая сумма 714 тыс. рублей). Как ранее сообщил «Известиям» источник, это расследование могло стать следствием давления топ-менеджмента на Ревнивых, которого пытались сделать крайним в деле о хищении. Ревнивых якобы заявил, что строительство не входило в зону его ответственности, между тем он документировал весь ход строительства, да и его подчиненный одним из первых обнаружил нечистоплотность при строительстве. Тогда бывший глава ФГУП якобы дал распоряжение провести ревизию во вверенном Ревнивых Информационно-аналитическом центре координатно-временного навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) за пять последних лет.
Это стало серьезным ударом по неуступчивому заму — проверка с пристрастием выявила, что трудоустроенная еще с 1977 года на предприятии супруга Ревнивых (была на хорошем счету в учреждении) не всегда приходила в офис в течение 2011–2012 годов из-за свободного графика, пояснили тогда «Известиям» в институте. Там особенно отметили, что работа сотрудницей всегда была выполнена в полном объеме, что подтверждено документально.
«Я предполагаю, что уголовное дело против меня инициировано Геннадием Райкуновым с целью отстранить меня от руководства ИАЦ КВНО по неким личным причинам и вынудить меня давать нужные показания следователям по делу о строительстве корпуса 100-1», — заявил тогда «Известиям» Ревнивых.
В конфликт вмешался бывший (ныне покойный) руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин, он защитил Ревнивых — тот уехал из Москвы в Железногорск (Красноярский край), где возглавил управление в ОАО «ИСС имени Решетова» (занимается выпуском спутников связи, космических аппаратов для ГЛОНАСС). Ревнивых стал главным свидетелем обвинения.
По решению суда Ковков, Белов и Мартыненко получили 3, 4 и 5 лет колонии общего режима соответственно. Чернова же суд обязал выплатить штраф в 1 млн рублей. В деле фигурировал еще один предприниматель — Дмитрий Белицкий, ему следствие вменило легализацию преступного дохода. Дело было прекращено в суде, однако по нереабилитирующему обстоятельству — за истечением сроков давности преступления.
Что с центром
Коррупция на предприятии серьезно подкосила исполнение госзаказа. Сроки введения в эксплуатацию объекта несколько раз переносились. Его торжественного открытия ждали чуть ли не каждый год, а в 2016-м и 2017-м даже делали публичные заявления о скором вводе в эксплуатацию. Последнее обещание достроить объект в ЦНИИ опубликовано в прошлом году. В том же релизе сообщили о подорожании проекта — комплекс оценили уже в 2 млрд рублей
«Сроки ввода объекта перенесены на 2019 год в связи с уточнением параметров бюджетного финансирования. Проведенный в 2017 году строительный аудит проектно-сметной документации определил необходимость внесения изменений в эту документацию», — сообщили в институте.
На этот раз проект помешали завершить санкции, уточняют в институте. Причина сформулирована так: из-за необходимости «замены проектного технологического оборудования, проектного оборудования инженерно-технического обеспечения, допуск которого в Российскую Федерацию ограничен, на оборудование, аналогичное проектному». Дополнительно запрошено 981 млн рублей из средств ФЦП ГЛОНАСС на 2012–2020 годы.
Стоит напомнить, что Центр контроля и подтверждения предназначен для сбора информации с глобальной сети станций и ее обработки, чтобы получать навигационные решения с сантиметровой точностью.