Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ежегодно россияне выбрасывают 17 млн тонн еды. Большинство этих продуктов было пригодным для употребления. В то же время многим людям, согласно исследованию холдинга «Ромир», приходится экономить на еде. Исправить ситуацию, считают активисты, может фудшеринг — движение, участники которого безвозмездно предоставляют друг другу лишнюю пищу. К инициативе готов присоединиться и бизнес — зачем выбрасывать вчерашнюю выпечку или яблоки с помятым боком, раз есть те, кому они нужны? Пока одни видят в этом большие перспективы, Роспотребнадзор беспокоится, кто будет отвечать за качество продуктов. В ситуации разбирались «Известия».

Немецкие корни

По данным ООН, треть производимой в мире еды или выбрасывается, или теряется еще до того, как попадает к потребителю. При этом ресурсы на ее производство и транспортировку всё равно уже были затрачены.

Первыми о масштабе проблемы задумались в Германии. В 2012 году там появилась официальная ассоциация фудшеринга. Волонтеры на постоянной основе сотрудничают с магазинами, ресторанами, отелями и другими организациями, у которых остается качественная нереализованная продукция. Вчерашний хлеб, фрукты, овощи, блюда, приготовленные на завтрак — всё это активные граждане забирают и в обязательном порядке распределяют между желающими.

Гостья кафе «Raupe Imersatt»

Гостья кафе «Raupe Imersatt», где бесплатно раздается больше не нужная частным лицам или пищевым компаниям, но всё еще пригодная для употребления еда, Штутгарт, Германия

Фото: Global Look Press/dpa/Marijan Murat

Участники движения зовут себя фудсейверами — главная их задача не накормить нуждающихся, а спасти продукты. Поэтому, если конечным получателем еды может стать любой, то в волонтеры попадают только те, кто доказал свою «профпригодность». Для того, чтобы стать официальным фудсейвером и получить именную карточку с фото, нужно сначала ознакомиться со сводом правил, затем сдать тест на его знание и поучаствовать в трех тестовых заборах еды. Обычно за каждой организацией закрепляются отдельные волонтеры — предпочтение отдают тем, кто живет поблизости. В таком случае фудсейверу будет легче успеть к назначенному времени выдачи.

На официальном сайте фудшеринга в Германии говорится, что с момента своего создания движение успело превратиться в международное. В нем уже более 200 000 участников из Германии, Австрии, Швейцарии и других европейских стран.

Во Франции и Чехии власти решили пойти еще дальше. «Право на жизнь» за нераспроданной едой из магазинов закрепили законодательно. Супермаркеты там обязали бесплатно отдавать безопасные, но не пригодные к продаже продукты питания в благотворительные организации. В некоторых случаях закон позволяет использовать продукты для кормления животных или производства сельскохозяйственных удобрений. Кроме того, во Франции предусмотрены налоговые послабления для бизнесменов, которое занимаются благотворительностью.

Сотрудник супермаркета вручает коробку с продуктами фудсейверам

Сотрудник супермаркета вручает коробку с продуктами фудсейверам, Нижняя Саксония, Германия

Фото: Global Look Press/dpa/Mohssen Assanimoghaddam

Переняли опыт

В России практику фудшеринга активисты стали развивать примерно с 2015 года. Лучше всего дела идут в Москве и Санкт-Петербурге.

Одна из наиболее известных инициатив — движение фудшеринг, построенное по немецкому образцу. Как и в Германии, чтобы получить право забирать товар из организаций и магазинов, волонтеры должны пройти тест. Полученные продукты раздаются многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам и другим нуждающимся.

Спрос на такую помощь оказался большим даже в столице.

— Всё, что мы забираем, всегда раздаем без особых проблем. Если у волонтера вдруг оказалось слишком много продуктов, то быстро подбираем ему еще нуждающихся или направляем в фонд, — рассказывает «Известиям» организатор московского фудшеринга Анна Успенская.

Девушка забирает продукты
Фото: Global Look Press/dpa/Mohssen Assanimoghaddam

Чаще всего, по словам девушки, им передают две категории продуктов. Самая большая — та еда, которую официально еще можно продавать.

Часто пекарни не хотят продавать вчерашний хлеб, они каждый день пекут новый. В предприятиях общественного питания, в столовых бизнес-центров тоже каждый день остается много готовой еды, которую не успели продать, — объясняет Успенская.

Вторая категория товаров — те, которые по закону подлежат утилизации, но по факту остаются пригодными для употребления.

Просроченной еды нам отдают мало. Если она и есть, то это полуфабрикаты, замороженные продукты. Пельмени, у которых срок годности истек два дня назад. Конечно, речи о небезопасности тут нет, — говорит волонтер. — Обычно же речь вообще идет о фруктах и овощах с пробитой кожурой, которые тоже считаются некондиционными.

Еду из первой категории компании могут передать на благотворительность официально. Правда, только если заплатят налог на прибыль и НДС. Для российского законодательства разницы между бесплатным распространением и продажей нет — всё это относится к «реализованной продукции».

С товарами, которые признаются некондиционными, невозможно и это. Если компания будет распространять еду, срок годности которой истек хотя бы на день, к ней возникнут претензии у контролирующих ведомств. Так, например, в Екатеринбурге владельцу магазина «Жизньмарт» Ивану Зайченко Роспотребнадзор чуть было не выписал штраф за то, что бизнесмен организовал полку с бесплатными просроченными продуктами для всех желающих. От наказания его спасло то, что нарушение не было зафиксировано. С Зайченко провели беседу и выдали предостережение.

Хлеб
Фото: ТАСС/DPA/Daniel Karmann

Автор цитаты

С точки зрения нынешних норм, раздача продуктов с истекшим сроком годности потенциально опасна, ведь неизвестно, в каких условиях эти продукты будут храниться в дальнейшем и можно ли их будет использовать.

Поэтому часто организации, которые понимают, что их еда еще не испорчена, вынуждены скрывать факт того, что отдают ее волонтерам.

— Чаще всего к нам обращаются небольшие, несетевые организации. Для них не так сложно списать продукты и потом отдать нам. Мотивирует их только желание сделать что-то хорошее. Законодательство пока не способствует тому, чтобы мы могли оформлять всё официально, — делится с изданием Успенская.

Депутаты Законодательного собрания Петербурга еще весной 2019 года рассматривали идею ввести налоговые льготы для ресторанов, которые бесплатно раздают нераспроданную еду, однако вопрос так и остался открытым. Недавно представители бизнеса вновь попросили власти обратить внимание на проблему.

Под свою ответственность

Отсутствие государственного контроля над продуктами, которые бесплатно получают россияне, по мнению волонтеров, не сказывается на их качестве. Проверка всё равно проводится — или самими гражданами, или волонтерами.

Автор цитаты

— Забирая еду в компаниях, мы проговариваем, что сами несем ответственность за ее пригодность. Если надо, мы делаем сортировку, обрезаем овощи и фрукты, отбираем хлеб. Если вдруг окажется, что организация отдала всю непригодную продукцию и спасать там нечего, то просто больше не будем с ней сотрудничать. Но такое бывает редко, — говорит руководитель московского движения фудшеринг.

Пока организованный фудшеринг в России сталкивается с определенными законодательными препятствиями, стремительно набирает обороты фудшеринг «народный». Одной из первых в России его запустила Александра Легкая.

— Интернет пестрил группами, где люди отдавали даром всё, что угодно, но обмена едой не было. И я создала группу ВКонтакте «Фудшеринг Отдам даром еду», — рассказывала девушка на конференции, посвященной спасению еды — WASTECONF в Санкт-Петербурге.

Раздача еды в Германии

Раздача еды в Нюрнберге, Германия

Фото: ТАСС/DPA/Daniel Karmann

Так, в социальной сети «ВКонтакте» появился паблик, который существует исключительно благодаря активности самих москвичей. Сейчас там состоит почти 60 000 человек. Раздают всё: начиная с яблок, которых уродилось слишком много, заканчивая открытой пачкой сухариков. Под запретом, согласно правилам группы, только продукты из мяса, птицы, рыбы и морепродуктов. В объявлении нужно указать, какая еда отдается, почему и в районе какой станции метро ее можно забрать.

— Мне о группе рассказала подруга. У нас в семье плохое материальное положение, иногда даже кушать нечего, поэтому подключилась. Редко получается что-то урвать, но всё равно благодарна создателям и единомышленникам, — говорит в беседе с «Известиями» одна из участниц сообщества, Александра.

Но это не значит, что в группе состоят лишь те, кто не может себе позволить приобрести определенные продукты.

— Мне близко движение. Не так давно я начала разделять мусор, а когда училась на журфаке, два–три назад, узнала и о фудшеринге. Тогда это всё только начиналось, на одной из линий Васильевского острова поставили холодильник, но муниципальные власти быстро его закрыли [В 2016 году в Петербурге в благотворительном магазине «Спасибо!» открыли «общественный холодильник», куда каждый желающий мог положить еду или бесплатно взять ее. — Прим. ред]. И всё-таки люди заинтересовались идеей, — рассказывает «Известиям» о своем знакомстве с движением Анна. — Не могу сказать, что для меня это какая-то регулярная практика, но теперь всегда, когда я понимаю, что у меня перебор продуктов, в качестве которых я уверена, то стараюсь ими поделиться.

«Общественный холодильник»

«Общественный холодильник» у одного из магазинов на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В нем любой желающий мог оставить лишние или несъеденные продукты или забрать их абсолютно бесплатно. 14 ноября 2016 года «Общественный холодильник» был закрыт по решению Роспотребнадзора

Фото: РИА Новости/Михаил Киреев

Иногда девушка с помощью группы находит продукты и для себя.

— Были случаи, когда я что-то находила и думала: о, это здорово, я это ем, могу забрать. Каких-то опасений не было, мне кажется, в рядовых ситуациях нас поджидает куда больше опасностей. Забирая продукт, тем более бесплатно, я могу спокойно проверить его качество, срок годности, попробовать. Какого-то смысла обманывать людей здесь нет, — уверена девушка.

Задачи помочь нуждающимся в этой группе нет. В этом основное отличие паблика от движения, организованного Анной Успенской.

Главная разница наших сообществ в том, что мы даем возможность получить продукты от партнеров абсолютно всем людям, потому что еда — неотъемлемое право любого человека. Мы тоже много и плотно работаем с фондами, нуждающимися категориями граждан, но запись за продуктами из общепита ведется под постом-объявлением, — объясняет координатор группы в Москве Елена Судакова.

Постепенно подобные фудшеринговые сообщества появляются и в других городах. В отличие от многих благотворительных проектов, запускаемых «сверху», в них не нужно постоянно поддерживать активность. Регулярно появляются и объявления, и отклики на них. Это, уверены специалисты, главное доказательство того, что такие проекты нам необходимы.

Прямой эфир