Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дизлайк учителю: цифровой образ педагога уходит в негатив

Отрицательный контент в соцсетях влияет на желание молодежи идти работать в школы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Цифровой образ учителя с каждым годом становится всё менее привлекательным. В соцсетях увеличивается количество негативных публикаций о представителях этой профессии — с 2017 года рост составил 400%. Причем пишут не только ученики и родители, но и сами преподаватели. К таким выводам пришли аналитики IT-компании «Крибрум». Исследователи считают, что это одна из причин, по которой в школы идут меньше половины выпускников педвузов. Минпросвещения не согласно с заключением аналитиков — по данным ведомства, 91% учителей довольны своей работой.

Медийное давление

Ежедневно учителям в социальных сетях посвящают в среднем 18 тыс. сообщений, говорится в Исследовании цифрового образа учителя в социальных сетях, выполненном IT-компанией «Крибрум». Чаще всего о преподавателях пишут во «Вконтакте» (52%), на втором месте Instagram (17%), замыкает тройку Twitter (15%).

Большая часть (44%) таких постов имеет негативный окрас, 36% носят положительный характер, 20% — нейтральный.

Родители чаще всего пишут о том, что в советское время учителя были лучше, а современные педагоги о детях не забоятся. Ученики недовольны неуважением к себе и моральным давлением.

— В последние три года медийный и массовый образ учителя всё время ухудшается. Мне кажется, это естественный процесс, ведь в обществе господствует ложная точка зрения, что молодежь сейчас продвинутая, владеющая технологиями, сама находящая знания. Старые замшелые учителя за ней просто не успевают, а якобы еще ученик может поучить учителя, — сказал «Известиям» президент компании «Крибрум» Игорь Ашманов.

Однако «владение технологиями» у молодежи, отметил он, сводится к простому умению нажимать кнопки на бытовом гаджете и к цифровой зависимости от сетевого общения.

Сообщения практикующих учителей в соцсетях, согласно исследованию, демонстрируют не радужную картину: ровно половина из них — негативные, 13% — нейтральные, и только 37% посвящены плюсам профессии. Среди минусов преподаватели отмечают низкую зарплату, большую нагрузку и забюрократизированность.

В этом году, согласно исследованию, в публичном поле возросло число частных историй, диксредитирующих школьных педагогов. В общей сложности количество негативных публикаций о них в СМИ с 2017 года выросло на 400%.

В Минпросвещения не согласны с результатами аналитического отчета «Крибрум».

— Данные Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey), обнародованные ОЭСР летом 2019 года, говорят о том, что российские учителя показали высокую удовлетворенность своей работой. 91% из них в целом довольны своей деятельностью, 90% нравится работать в их учреждении, 86% готовы рекомендовать свою школу как хорошее место для работы, — сообщили «Известиям» в Минпросвещения.

А эксперты сферы образования сомневаются в достоверности данных TALIS.

— Есть серьезные недочеты в составлении этого опросника. Один из ответов — заведомо правильный, он и выбирается респондентом. Я бы не стал доверять этому инструменту, — сказал ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.

Престиж — в прошлом

По данным исследования, с 2017 года число пользователей, которые пишут, что хотят стать учителями, уменьшилось на 29%.

— Я бы не сказал, что падение престижа учителя в интернете — главная причина, по которой выпускники не идут работать в школы, но это немаловажный фактор, — отметил Олег Федоров.

По его словам, учителя выливают свои проблемы в социальные сети, потому что у них нет другой площадки для обсуждения, а в консервативных педагогических коллективах говорить на такие темы не очень принято.

Социальные сети устроены так, что в них всегда больше негатива, отметила оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова.

— Молодые люди, мне кажется не спешат идти в школы, потому что эти учреждения устроены очень консервативно, атмосфера явно не для нового поколения, — подчеркнула она.

На бюджетные места в педагогические вузы ежегодно поступают 73 тыс. человек, при этом работать в школы из них идут лишь 33–34 тыс., говорила в мае министр просвещения Ольга Васильева. Кадровый дефицит отрасли при этом составляет около 11%, а доля молодых педагогов в России — менее 6%.

Читайте также
Прямой эфир