Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Исключительная идея: РФ предложит поправки к санкционному механизму СЕ

Москва настаивает на транспарентности рестрикционной процедуры Совета Европы
0
Фото: Council of Europe/Candice Imbert
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия прорабатывает свои предложения к французскому механизму, который предполагает наказание той или иной страны за нарушение норм Совета Европы (СЕ). Об этом «Известиям» заявили в постпредстве РФ при организации, подчеркнув, что для Москвы принципиально, «чтобы этот механизм был транспарентен и основывался на Уставе СЕ». Как сообщил ранее глава российской делегации в Парламентской ассамблее (ПАСЕ) Петр Толстой, соответствующие поправки Москва планирует представить ближе к концу октября.

Участвуют все

3 октября ТАСС со ссылкой на источник в Совете Европы сообщил, что Франция, председательствующая в организации с мая по ноябрь 2019 года, предложила разработать механизм реагирования на «нарушение уставных обязательств или неуважением к стандартам, фундаментальным принципам и ценностям СЕ». Согласно этой идее, несоблюдение правил может быть чревато исключением государства-нарушителя из организации.

Факт обсуждения инициативы «Известиям» подтвердили в постпредстве РФ при Совете. Там отметили, что сейчас страны – члены СЕ формируют свои национальные позиции.

— В том числе и мы прорабатываем свои предложения. Конкретный проект механизма на настоящий момент отсутствует, — подчеркнули в российском представительстве.

Согласно французскому предложению, механизм может запустить любой из трех институтов Совета — Комитет министров (КМСЕ), ПАСЕ или Генеральный секретарь. Выполнять его должны все три уставных органа, однако последнее слово остается за КМСЕ — именно он должен решить, будут ли задействованы статьи 8 и 9 Устава (о приостановке членства или исключения страны из организации).

Если по запросу какого-либо государства процедуру запустит КМСЕ, то его должны поддержать две трети стран (порядка 32 участников); если ее инициируют в ПАСЕ, то для этого понадобится одобрение двух третей присутствующих в зале при кворуме в одну треть (108 голосов из 324); для запуска механизма генсеком от него потребуется «принятие мотивированного решения». Поводом может послужить нарушение хотя бы одного из следующих принципов: верховенство права, гарантирование прав человека и плюралистической демократии, уважение международного права.

Планируется, что процедура реагирования будет состоять из нескольких этапов. Сначала нарушителю направляют официальное уведомление, затем председатели КМСЕ и ПАСЕ, а также генсек должны посетить эту страну для проведения встреч на высшем политическом уровне, после чего Генеральный секретарь должен разработать и представить «дорожную карту» с конкретными мерами и сроками по их реализации.

Если этого будет мало, то Франция предлагает запустить специальный мониторинг, в котором будут участвовать ключевые профильные подразделения СЕ — от Венецианской комиссии (соответствие законодательства нормам Совета) и ГРЕКО (борьба с коррупцией) до Европейского комитета против пыток и ГРЕВИО (имплементация конвенций по борьбе с домашним насилием).

Вся эта работа предполагает подготовку докладов, после чего «в зависимости от достигнутого прогресса или в случае отсутствия диалога» должно быть принято трехстороннее заявление Совета. ПАСЕ должна утвердить резолюцию и рекомендации, в которых она может, в том числе, предложить КМСЕ запустить процедуру приостановки членства или исключения страны из организации. Если, по оценке специальной рабочей группы, прогресса в решении проблемы так и не будет, то Комитет министров вправе исключить страну из Совета Европы.

Главное — не спешить

У Москвы к идее запустить подобный механизм претензий нет. Как подчеркнули «Известиям» в постпредстве РФ при организации, «для нас главное, чтобы этот механизм был транспарентен и основывался на Уставе СЕ».

Вместе с тем российская сторона обратила внимание на то, что работа над проектом ведется очень быстро. Париж представил инициативу в конце августа и рассчитывает, что КМСЕ поддержит идею до 26 ноября 2019 года, когда председательство в СЕ перейдет к Грузии. По расчетам Франции, идея должна получить итоговое одобрение Парламентской ассамблеи в ходе январской сессии 2020 года.

— Самое главное в этом процессе — это спешка, в которой инициативу разрабатывают. Ведь это не какая-то формальность: в случае принятия этот механизм может стать инструментом наказания неугодных стран. Поэтому мы считаем, что он должен пройти самое широкое обсуждение и в полном объёме отвечать духу Совета Европы, — заявил ранее в интервью «Известиям» глава российской делегации в ПАСЕ, вице-спикер Госдумы Петр Толстой, отметив, что Москва представит свои поправки ближе к концу октября.

В экспертном сообществе отмечают, что при существующих противоречиях, когда организация только начинает выходить из кризиса, запуск подобного механизма работает не на сотрудничество, а скорее на усиление конфронтации. По мнению завкафедрой европейского права МГИМО Марка Энтина, французская инициатива — следствие не очень удачного соглашения между РФ и европейскими странами по поводу возвращения России в ПАСЕ. Возможности по ее реформированию заведомо ограниченны, считает эксперт.

— Теперь перед российской дипломатией стоит довольно сложная, но разрешимая задача: добиться того, чтобы в этом механизме превалировали идеи сотрудничества и совместного решения проблем, — сказал «Известиям» Марк Энтин.

Одна из ключевых проблем заключается в том, что из 47 мест в Совете Европы 28 принадлежит странам Европейского союза, которые выступают с консолидированной позицией и представляют в СЕ механическое большинство. По словам Марка Энтина, Россия должна добиться от этих стран гарантий того, что предложенная процедура будет реализовываться честно и на основании принципа равноправия. Согласно действующей идее, решение принимается минимум двумя третями от трети всего состава Ассамблеи (фактически 72 депутатами из 324), что неприемлемо при запуске мониторинга (или фактически, при обвинении страны в нарушении правил СЕ). По мнению экспертов, такой шаг может предпринять лишь квалифицированное большинство от списочного состава.

Третье дополнение, которое необходимо включить в обсуждаемый механизм, — возможность остановить процедуру на любой ее стадии. Не должно быть никакого автоматического продления, отмечает Марк Энтин: инициативу надо запускать на определенный срок и заново голосовать на каждом ее этапе.

Справка «Известий»

Кризис в отношениях России и Совета Европы начался в 2014 году, когда после украинских событий и воссоединения Крыма с РФ российскую делегацию решили права голоса в Парламентской ассамблее. В 2016 году Москва отказалась отправлять заявку на подтверждение своих полномочий в ПАСЕ, а в июне 2017 года приостановила выплату взносов в организацию. Это поставило вопрос о дальнейшем участии РФ в Совете Европы — согласно статье 9 Устава, при невыплате взносов в течение двух лет Комитет министров имеет право приостановить членство страны-неплательщика.

Ситуация разрешилась на летней сессии ПАСЕ в июне 2019 года. Тогда Ассамблея одобрила резолюцию, которая позволила восстановить полномочия российской делегации в полном объеме. Вслед за этим Москва выплатила свой долг за 2017–2018 годы в размере €54,6 млн.

Прямой эфир

Загрузка...