Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США призвали Украину к переговорам с РФ во избежание скорого поражения
Экономика
Международные резервы РФ выросли в апреле на $7,537 млрд
Мир
Израиль обеспокоился возможным сокращением помощи от США из-за доклада Госдепа
Общество
В Москве «Волонтеры Победы» раздали прохожим георгиевские ленты
Пресс-релизы
Парад Победы на Красной площади 9 Мая на уличных экранах увидят более 50 млн раз
Мир
Полиция в Эстонии оштрафовала выставивших из автомобиля флаг РФ граждан
Мир
В Венгрии исключили участие страны в расширении миссии НАТО на Украине
Мир
Посол России в ФРГ возложил цветы к военному мемориалу в Берлине
Общество
ФСБ рассекретила документы о преступлениях гитлеровцев против жителей Донбасса
Мир
В НАТО раскритиковали Бельгию за недостаточные усилия в сфере обороны
Мир
Британия ввела новые ограничения при получении дипломатических виз россиянами
Мир
Трое туристов из России пропали в горах в Киргизии
Общество
Собянин поздравил 99-летнего фронтовика Ивана Слухая с Днем Победы
Спорт
ФК «Факел» оштрафовали за оскорбление болельщиками игроков «Зенита»
Происшествия
Тракторист снес восемь бетонных столбов ограждения аэропорта Липецка
Мир
Глава ВОЗ исключил уход организации из Рафаха
Мир
Си Цзиньпин заявил об уважении к Сербии всего мира за ее курс на независимость

Голландское здоровье: жизнерадостные персонажи Йорданса гостят в ГМИИ

Выставка живописца XVII века объединила почти все его работы из российских собраний
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выставка Якоба Йорданса добралась до российской столицы. Ранее полотнами великого голландца любовались жители и гости Санкт-Петербурга. Теперь же почти в полном составе экспозиция переехала в Москву. В Петербурге остался «Бобовый король» (по соображениям сохранности его транспортировка нежелательна), но остальные 18 полотен, а также 31 рисунок ярко отражают и метаморфозы стиля художника, и историю его коллекционирования в России, начало которому было положено Екатериной Великой.

В основном здании ГМИИ им. Пушкина все работы поместились в двух залах. На первый взгляд выставка получилась камерной. Но ощущение масштаба пространства рождают сами полотна, в особенности алтарный образ «Оплакивание Христа» из Александро-Невской лавры.

Впрочем, искусственная помпезность Йордансу не присуща. В отличие от своего старшего коллеги — Питера Пауля Рубенса — он укоренен в реальности. Его образы в хорошем смысле приземлены. Нарочитая театральность и барочный пафос уступают место обаятельной простоте, любованию жизнью во всей ее обыденной полноте.

Вот, например, парадный «Портрет старика»: при всей декоративной условности жанра получился удивительно естественный, даже немного комический образ. Грузный джентельмен, неловко повернувшийся к зрителю, явно доминирует над традиционным фоном — красной портьерой, высокой аркой с женской статуей. И вся формальность исходной мизансцены исчезает.

Еще больше витальности в застольях, столь любимых Йордансом. И пусть «Бобовый король» остался в Эрмитаже, до Москвы добрался аналогичный по сюжету «Пир короля» из Пермской художественной галереи, атрибутированный мастерской Йорданса. Король здесь, естественно, не настоящий — это «звание» на вечеринке доставалось тому, кто обнаруживал в пироге боб. Изображенный на картине счастливец, кажется, уже с трудом держит бокал. У остальных же возлияние в самом разгаре. Второстепенные персонажи поданы почти карикатурно, с босховской утрированностью. Но возможный морализаторский посыл («вот до чего пьянство доводит!») звучит куда слабее гимна эпикурейскому разгулу.

Совсем иное настроение у другой застольной композиции: «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами». На этом раннем полотне живописец изобразил себя с лютней и в шляпе, в окружении домочадцев, излучающих гармонию и спокойствие. Идиллический семейный ансамбль дополняет трио парящих ангелочков, но на них смотришь иными глазами, когда узнаешь, что это умершие дети четы Йордансов.

Выставка хороша разножанровостью. В России хранится не так много станковых работ Йорданса — всего около двух десятков полотен. Но они охватывают практически все направления творчества художника. Так, среди экспонатов есть и античные сцены, и аллегории, и религиозные образы, причем как многофигурные, так и камерные (прелестная «Мадонна с Младенцем в венке из цветов»). Представлен даже огромный натюрморт — «Повар у стола с дичью». Однако авторству Йорданса на нем принадлежит только человеческая фигура — как всегда обаятельная и непосредственная. А жутковатые тушки оленя, кабана, кролика и других животных (кошмар веганов и зеленых) написал Пауль де Вос.

Отдельный отсек в экспозиции выделен под графику, которая позволяет не только заглянуть в творческую лабораторию Йорданса, но и оценить его техническую изобретательность: набросав контур черным мелом, мастер потом дорабатывал фигуры сангиной, белилами, пером, а кое-где и акварелью. Так что это не вспомогательные штудии, а самостоятельный серьезный пласт творчества гения.

Прямой эфир