Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На испанском курорте Тенерифе из-за сильного прибоя погибли три человека
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
УАЗ перенес старт продаж обновленного «Патриота»
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
Стоимость меди достигла исторического максимума
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Спорт
ХК «Трактор» сообщил об уходе исполняющего обязанности главного тренера Рише
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Интернет и технологии
Число каналов в мессенджере MAX превысило 87 тыс.
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Общество
В Wildberries опровергли получение досудебной претензии от Aurus Cashmere
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Армия
В Британии оценили темпы продвижения ВС РФ в зоне СВО
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Авто
«Госуслуги» начнут сообщать водителям об отсутствии ОСАГО
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Экономика
Алиханов отметил рост объема взаимной торговли РФ и Индонезии почти на 18%

Главный штаб красоты: собрание Морозовых разместилось в Эрмитаже

В Петербурге впервые показали объединенную коллекцию импрессионистов и модернистов
0
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Эрмитаж ответил на московский блокбастер — выставку коллекции Сергея Щукина в Пушкинском музее — «парным» проектом: экспозицией произведений из собрания братьев Морозовых. В 13 залах Главного штаба демонстрируются почти все картины, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым, после революции попавшие в Музей нового западного искусства, а в 1948 году разделенные между двумя столицами. И если «щукинские» вещи ранее уже соединялись в Париже, то «морозовские» в таком составе выставлены впервые.

Экспозиции ГМИИ и Эрмитажа — даром что формировались параллельно и в тесном диалоге — совершенно разные по подходу. На Волхонке зритель попадает в пространство, организованное почти театрально. Свет, драматургия, «реквизит» (в частности, архивные документы семьи коллекционера) существенно влияют на восприятие самих полотен. В Петербурге предпочли более консервативный подход: оформление выставки почти не отличается от постоянной экспозиции, никакой специфической архитектуры и броского дизайна здесь нет.

Единственное исключение — Музыкальный салон Морозова, комната с огромными мифологическими панно Мориса Дени и голубыми диванами ар-деко. Но здесь цель была историческая: воссоздать оригинальный интерьер особняка на Пречистенке, поскольку свои работы Дени создавал под конкретное помещение. Сладчайшие, переливающиеся оттенками розового, голубого и зеленого композиции, радующие глаз природными орнаментами и эстетским эротизмом — квинтэссенция модерна, «новое рококо». И соответствующее окружение — мебель, вазы — необходимы, чтобы прочувствовать это в полной мере.

Что же касается остальных экспонатов выставки — кураторы, кажется, сознательно решили ничем не отвлекать зрителя от их созерцания. И, пожалуй, это правильно: любой «комментарий» был бы лишним. Сам набор работ (в общей сложности их 140 плюс два портрета Ивана Морозова кисти Валентина Серова из Третьяковки) красноречиво рассказывает и о коллекционере, и о его подходе. А он был иным, чем у Сергея Щукина.

Грубо говоря, Щукин действовал как гениальный инвестор: даже если картина ему не нравилась, но интуиция подсказывала, что за этим будущее, он покупал. Шел не за своим вкусом, а за чутьем. Морозов же явно выбирал то, что ему действительно было по душе и радовало глаз. Потому коллекция Морозова — более «декоративна». Здесь меньше эксперимента и больше явной, сразу воспринимаемой красоты. Например, два больших квадратных пейзажа Клода Моне, написанные в 1876 году в Монжероне, и «Море в Сент-Мари» Ван Гога (1888) — не столь новаторские вещи, как у тех же художников в коллекции Щукина, но от них «не можно глаз отвесть». Или ошеломительно прекрасное «Купание на Сене» Ренуара — легкий привкус салонности ничуть не портит эту великую картину.

«Я считаю, что картина должна быть приятной и красивой, да, красивой… В жизни и так достаточно противных вещей, чтобы мы увеличивали их число» — говорил Ренуар, и Морозов, кажется, мог бы подписаться под этими словами. Даже Сезанн у него — не столько революционер и предвестник кубизма, сколько удивительный колорист: два речных пейзажа и изображение сосны гипнотизируют переливами зеленого.

Кстати, панорама горы Святой Виктории есть и в коллекции Морозова, но — более традиционная, чем у Щукина. А в общей сложности Сезаннов сейчас больше в Эрмитаже, чем в ГМИИ: 13 против восьми. Здесь же «Марокканский триптих» Матисса и впервые воссоединившиеся два портрета Жанны Самари кисти Ренуара. Из Москвы приехала и легендарная «Девочка на шаре» Пикассо.

Интересно, что помимо этих икон французской живописи в собрании Морозова было немало работ художников второго и третьего рядов. Луи Вальта, Пьер Лапрад, Жорж Руо, Жорж Дюпюи... И Эрмитаж уделяет им не меньше внимания, чем гениям. Но смотришь на эти картины и понимаешь: не зря. По художественному уровню они не слабее — и это лишнее свидетельство прекрасного вкуса Морозова. Его интересовало не имя автора, а конкретная вещь. Хотя порой этот метод позволял найти как раз гения. Например, одно из немногих нефранцузских полотен на выставке — «Девушки на мосту» Эдварда Мунка.

После Петербурга коллекцию Морозова увидят в Париже, а затем — и в Москве. Собрание Щукина же приедет в Северную столицу. Этот обмен завершит грандиозный выставочный цикл, устроенный двумя российскими музеями. И хотя в итоге картины вернутся в места постоянного хранения, имена великих коллекционеров, благодаря которым у нас всё это есть, вряд ли забудут и в России, и во Франции.

Читайте также
Прямой эфир