Разменные моменты: войдет ли Грузия в НАТО без Абхазии и Южной Осетии
В разгар кризиса в российско-грузинских отношениях бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен придумал схему, по которой Тбилиси может вступить в альянс. Для этого, по его мнению, необходимо отказаться от претензий на территории Абхазии и Южной Осетии. Помимо этого, на Грузию не будет распространяться одна из главных статей Устава организации — пятая статья о коллективной безопасности. Пока власти считают такое предложение неприемлемым, оппозиция называет это единственный шансом присоединиться к Североатлантическому блоку. Ранее появлялись сообщения о том, что в Грузии и вовсе готовят плацдарм для размещения в стране военной базы США. Подробности — в материале «Известий».
Урезанное членство
«Предлагаю, давайте выйдем из тупика по вопросу членства Грузии в НАТО. Грузия может рассмотреть вопрос о вступлении в альянс без охвата пятой статьей нелегально оккупированных территорий [Абхазии и Южной Осетии]. Это покажет России, что создание замороженных конфликтов не может навсегда заморозить будущее Грузии», — выступил на конференции в Тбилиси бывший генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен, добавив, что грузинские граждане «уже начинают терять терпение», ожидая, когда же страна наконец-то присоединится к блоку.
Грузия пытается войти в НАТО с 1990-х годов. Среди потенциальных претендентов на вступление Тбилиси первым согласовал Индивидуальный план партнерства. Помимо этого, грузины первыми на постсоветском пространстве отправили свой военный контингент в Ирак и Афганистан для участия в военных операциях НАТО. Впрочем, эти усилия пока не принесли результатов — Грузия так и не стала членом альянса.
В начале апреля 2019 года страны блока согласовали меры для дополнительной поддержки Тбилиси и Киева. В НАТО решили помогать этим двум странам с подготовкой военно-морских сил и береговой охраны, увеличить количество визитов и учений, обмениваться информацией. Сблизить Тбилиси с Североатлантическим альянсом активно пытается Анкара, используя для этого программу блока «Партнерство ради мира».
На этот раз, по словам бывшего генсека, усилия увенчаются успехом и «Грузия обязательно станет членом НАТО» — такое решение приняли еще на Бухарестском саммите 2008 года. Однако стране необходимо «продолжать демократические реформы, бороться с коррупцией, обеспечивать свободу слова и защиту меньшинств».
«Это решение (о присоединении к альянсу. — «Известия») остается за Грузией. Если оно будет принято, надо уведомить НАТО», — обещал политик.
Можно и с территориальными спорами
Заявление о возможном вступлении Грузии в Североатлантический блок без Абхазии и Южной Осетии, а также с урезанной пятой статьей Устава (согласно ей, «военная агрессия против любого члена альянса рассматривается как военная агрессия против всей организации и предполагает коллективные действия членов НАТО по пресечению действий агрессора») наделало немало шума как в самой стране, так и за ее пределами.
Хотя идея, которую Расмуссен предложил Тбилиси, на самом деле далеко не новая. Такой вариант вступления обсуждался еще во время правления президента Михаила Саакашвили. Однако тогда это предложение отвергли.
В начале февраля 2018 года стратегический исследовательский институт США Heritage Foundation опубликовал отчет, в котором сообщил, что в частных беседах официальные лица Грузии «не исключают компромиссного вступления страны в НАТО, подразумевающего временный отказ от Абхазии и Южной Осетии».
Обычно в НАТО не берут страны, у которых есть территориальные споры. Однако и из этого правила есть исключения. Так, в 1952 году в Североатлантический блок вошли Греция и Турция, которые так и не урегулировали территориальные претензии друг к другу.
ФРГ вступила в НАТО в 1955 году, и пятый параграф Устава не распространялся на восточную часть Германии вплоть до 1991 года, пока не произошло объединения страны.
«Расположим в Грузии две противоборствующие силы»
Впрочем, подобный сценарий выглядит довольно нереалистичным, считает турецкий политолог Серкан Демирташ. «Для Тбилиси это может быть истолковано как отказ от Абхазии и Южной Осетии. К тому же может бросить тень на сам Североатлантический альянс, который, как получается, заявит, что пятая статья Устава действует с оговорками. Помимо этого, члены НАТО опасаются, что прием Грузии в военно-политический блок повысит риски военного столкновения с Россией, которую Тбилиси считает страной, оккупировавшей его территории», — пояснил эксперт.
В Грузии между тем высказывались довольно разные точки зрения на сложившуюся ситуацию. Одни активно критиковали подобный план, другие заявляли, что это единственная возможность для страны присоединиться к альянсу, членство в НАТО «поможет Тбилиси избавиться от возможных неприятностей в отношениях с Москвой и станет ключом к восстановлению территориальной целостности». Так, лидер оппозиционной партии «Европейская Грузия» Отар Кахидзе уверен, что «подобное предложение достойно внимания» и власти страны должны рассмотреть такой вариант.
Бывший спикер грузинского парламента, лидер партии «Единая Грузия — движение за свободу» Нино Бурджанадзе уверена, что вступление ее страны в НАТО «может привести к конфликту, который уничтожит страну». По мнению политика, Грузия может стать местом противостояния США и России. «Это означает, что мы на нашей маленькой территории расположим две противоборствующие военные силы. Любой маленький конфликт между ними будет для Грузии пагубным», — уверена она.
Что касается президента и премьер-министра страны, то пока они продолжают хранить молчание. Высказался только лидер парламентского большинства Гия Вольский, заявивший, что «без полноценного действия принципа коллективной безопасности подобная схема вступления в НАТО на официальном уровне рассматриваться не будет» и Грузия должна войти в альянс лишь в «тех границах, которые признает международное сообщество».
«Пустые разговоры бывших официальных лиц»
Опрошенные «Известиями» эксперты ставят под сомнение, насколько предложение бывшего генсека НАТО Расмуссена вообще согласовано с нынешним руководством альянса. Так, по мнению Серкана Демирташа, на Западе никто не рассматривает вариант присоединения Грузии к НАТО без Южной Осетии и Абхазии.
Экс-глава альянса Яаап де Хооп Схеффер заявил, что «принятие Грузии и Украины в Североатлантический блок невозможно» и «вообще этим странам не следовало обещать членство». Раскритиковал Расмуссена и спецпредставитель генсека НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай, написавший в своем Facebook, что вступление Грузии в НАТО без распространения пятой статьи на два региона «сегодня не вызывает интереса у альянса», поэтому пока Тбилиси, по его словам, может рассчитывать только на продолжение политики «больше НАТО в Грузии и больше Грузии в НАТО».
Как считает политолог и основатель грузинского научно-исследовательского центра SIKHA foundation Арчил Сихарулидзе, основная проблема заключается даже «не в сепаратистских движениях на территории Грузии, а в том, что это может привести к столкновению с Россией». «Так что с Абхазией и Цхинвальским регионом или без них, но присоединения Тбилиси к альянсу не произойдет. Сегодня Запад не готов к противостоянию с Москвой. Более того, сомневаюсь, чтобы это устраивало даже саму Грузию. Поэтому слова о том, что страна может стать членом НАТО, — это пустые разговоры бывших официальных лиц, которые сегодня уже ничего не решают», — рассказал «Известиям эксперт».
По мнению Сихарулидзе, если когда-то Тбилиси и присоединится к Североатлантическому альянсу, то это, с одной стороны, даст Грузии возможность укрепить границы. Однако с другой — страна окажется в милитаризованной зоне между Западом и Россией. «Ситуация будет накалена до предела. Членство Грузии в НАТО только осложнит отношения между Тбилиси и Москвой на многие годы, если не десятилетия», — пояснил политолог.
«Лепестки лилии» в Грузии
Эксперт уверен, что также вряд ли необходимую поддержку у населения получит идея о возможном размещении американской военной базы на территории Грузии.
В конце августа 2019 года министр обороны Грузии Леван Изория сообщил, что в скором времени может быть подписан новый договор о сотрудничестве в оборонной сфере сроком на три года, в котором будут оговорены условия пребывания в стране иностранного контингента.
Изначально считалось, что военное соглашение может быть подписано лишь в конце этого года, однако потом было решено ускорить этот процесс. Впрочем, против размещения в стране американской военной базы активно выступает президент Грузии Саломе Зурабишвили. Она предложила не предпринимать шаги, которые «будут расценены как провокация», а также вызовут негативную реакцию как Москвы, так и различных террористических движений, довольно активных на Кавказе.
Главу оборонного ведомства такая реакция грузинского лидера, впрочем, не смутила, и он продолжил призывать грузин поддержать эту инициативу. Детали нового военного соглашения с США пока не раскрываются, где именно могут находиться пункты совместной безопасности, тоже не ясно.
В СМИ просочились сообщения лишь о возможном названии американской базы — «Лепестки лилии», однако больше никакой информации не приводится. При этом, если пункты безопасности все-таки откроют, в них будет минимальное число сотрудников-американцев, поскольку военные США не собираются участвовать совместно с грузинам в каких-либо совместных операциях.
Американцы оказывают финансовую помощь Тбилиси, поставляют вооружения. Так, в 2017 году грузинская армия стала использовать американские полуавтоматические винтовки М-4 и пулеметы М-240, полностью отказавшись от автоматов и пулеметов Калашникова. Пока речь не идет о размещении американской базы в Грузии на постоянной основе, однако американские войска и техника уже преребрасывались в страну — во время военных учений НАТО.