Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Быть со Стэнли Кубриком: книги о режиссере исследуют гениальность

Исследователи творчества автора «Космической одиссеи 2001» рассказали о неандертальцах, паутине и поисках монолита
0
Фото: Getty Images/Evening Standard
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В творческую лабораторию одного из величайших режиссеров XX века теперь могут заглянуть и отечественные читатели. С разницей в несколько месяцев на русском языке вышли две важные книги о Стэнли Кубрике: «С широко открытыми глазами» Эмилио д’Алессандро и «Космическая одиссея 2001» Майкла Бенсона. Первая написана личным ассистентом гения и содержит множество деталей о бытовой стороне его жизни, вторая — пошагово воссоздает историю появления главного кубриковского шедевра.

За рубежом о Кубрике выпущено множество сборников и монографий — научные исследования, подборки архивных материалов, публицистические работы… Пожалуй, это один из самых изученных режиссеров мирового кино. На русском же языке до недавних пор был доступен лишь биографический труд Джеймса Нэрмора — добротный, но, в сущности, поверхностный и не содержащий ничего, что и без того не знал бы ценитель творчества Кубрика.

Иное дело — новые издания. Оба они рисуют настолько выразительные портреты главного героя, что после прочтения кажется, будто ты лично знаком с Кубриком. И хотя авторы сознательно избегают демонизации образа и будто пытаются убедить читателя, что он был вовсе не отшельником и мизантропом, стремящимся всё контролировать, как это часто представляют, щедрая россыпь фактов — особенно в труде д’Алессандро — свидетельствует об обратном.

Кубрик действительно был помешан на секретности, и чем дальше, тем сильнее. Во время съемок финальной сцены «С широко закрытыми глазами» — диалога Николь Кидман и Тома Круза в магазине — массовка была выстроена таким образом, чтобы никто не мог даже по губам разобрать, о чем говорят звезды. В гостиницах режиссер не останавливался под своим именем. Ну а когда д’Алессандро на пару лет уволился, решив отдохнуть, Кубрик всё это время никого не пускал в свои личные комнаты даже для уборки, и после возвращения ассистент обнаружил везде заросли паутины и сильнейший запах кошачьей мочи (Кубрик был страстным кошатником).

Книга Эмилио д’Алессандро охватывает период от начала 1970-х, когда он устроился к Кубрику на работу, и до смерти режиссера в 1999 году. И в ней нарочито мало информации о собственно фильмах, замыслах, творчестве. Автор подчёркивает, что он простой парень, в искусстве не разбирается и рассказывает исключительно о земных материях, а не о высоком. И хотя его постоянное стремление подчеркнуть свою незаменимость для Кубрика вызывает то улыбку, то раздражение читателя, в целом д’Алессандро веришь безоговорочно. Он показывает нам не гения, но человека: увлеченного, невероятно умного, благородного — и одновременно деспотичного, «с тараканами в голове».

Бенсон в отличие от д’Алессандро никогда с Кубриком не общался. Но вдова режиссера Кристиана, множество участников съемочного процесса «Одиссеи» и, главное, писатель-фантаст Артур Чарльз Кларк, соавтор сценария, помогли автору выстроить повествование, не менее насыщенное подробностями, чем мемуары ассистента, и куда более ориентированное на кино. Кубрик-человек интересует Бенсона скорее не сам по себе, а как автор великого фильма. И главный сюжет книги — вызревание и последующее воплощение замысла «2001».

Сложно представить, что безусловный шедевр рождался столь мучительно: сценария в законченном виде не было даже во время съемок, хотя Кубрик и Кларк проводили недели и месяцы в обсуждениях; идея о черном монолите появилась даже не в первый год работы; наконец, до последних дней монтажа режиссер собирался оставить в фильме закадровый голос писателя, объяснявшего события, и документальный пролог — беседу ученых…

Буквально каждый аспект, каждый образ грандиозного кинополотна созревал постепенно — в бесчисленных мозговых штурмах и поисках: от обезьян в начале (вместо них могли быть неандертальцы, сыгранные неграми, но испугались расового скандала) и до финального Звездного дитя — в его «роли» планировали использовать реальный человеческий эмбрион. Все эти факты опровергают обывательские представления о работе гения как о череде спонтанных вдохновений. Скорее, здесь уместно вспомнить выражение «через тернии — к звездам», столь соответствующее и самой «Космической одиссее». Да и, пожалуй, всей жизни Кубрика.

Прямой эфир