Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Маль по Малю: беседы с великим режиссером вышли на русском

Книга английского журналиста и киноведа Филипа Френча охватывает всё творчество автора «Лифта на эшафот»
0
Фото: Getty Images/Evening Standard
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На русском языке вышли «Беседы с Луи Малем» — главный источник информации о творчестве французского классика. В оригинале книга журналиста Observer Филипа Френча называлась Malle on Malle и была впервые опубликована в 1992-м, еще при жизни режиссера. В переиздании 1996 года добавились небольшие беседы про последние два фильма Маля. Эта редакция спустя почти четверть века добралась и до нашей страны.

Луи Маль — из числа тех режиссеров, о которых говорят «легенда». Его «Лифт на эшафот» и «Любовники» — золотой фонд кино 1950-х. Маля часто причисляют к «новой волне» и упоминают в одном ряду с Трюффо, Годаром, Шабролем, но он утверждал, что всегда держался в стороне. «Это был очень тесный круг, они были друзьями, работали вместе как критики, помогали друг другу снимать короткие метры, затем — полные. Они действительно были сплоченным коллективом. Я никогда в их круг не входил, но всех хорошо знал. Нас объединяла любовь к кино, все относились к кинорежиссуре очень серьезно», — вспоминает Маль.

Раздел в книге, посвященный этому периоду, — один из самых увлекательных. Помимо молодых товарищей Маль описывает и своих старших коллег — Робера Брессона, у которого недолго работал ассистентом, и Жак-Ива Кусто, подарившего Малю путевку в большое кино. Их совместный фильм «В мире безмолвия» завоевал сразу две главные мировые кинонаграды: «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля — уникальный случай для 23-летнего дебютанта. «За что же Кусто взял вас?» — спрашивает Френч. — «За то, что я умел плавать», — признается Маль.

В такой интонации — честной и спокойной, без пафоса и рефлексий — выдержана вся книга. Здесь почти нет подробностей о личной жизни или каких-то острых моментов, будь то обвинения в адрес коллег, критика чужих работ или политические высказывания. Речь идет только о кино самого Маля. Он последовательно комментирует всю свою фильмографию, рассказывает обстоятельства создания той или иной картины, иногда признается в неудачах.

«Взломщики» были забыты мгновенно — и поделом, должен сказать. Это был чудовищный провал, и все сразу стали делать вид, что этого фильма не было», — иронизирует режиссер, вспоминая ленту 1984 года. Впрочем, куда чаще он говорит о своих работах с удовлетворением и гордостью. Немудрено: его карьера — редкий пример, когда практически все замыслы удалось воплотить, в нужный момент находились средства и отличные соратники, а зрители и критики оценивали результаты труда по достоинству.

В этом благополучии (возможно, обманчивом), отсутствии острых углов, постоянном ощущении, что всё идет ровно, правильно, без драм, — слабость и сила книги Френча одновременно. Читать ее местами скучновато, особенно если не знать того фильма, о котором идет речь, и в конце всё-таки остается послевкусие, что режиссер не вполне раскрылся как личность. Показательно, что в разделе о детстве нет ни слова о тех трагических впечатлениях времен оккупации, которые легли в основу сюжета «До свидания, дети». И только в связи с ним, ближе к концу книги, Маль отчасти раскрывает автобиографическую подоплеку.

Но в этой внешней сухости, подчеркнутой сдержанности и корректности обоих собеседников ярче проявляется ценность рассказанного Малем с точки зрения истории кинематографа. Ему просто веришь, понимая, что режиссер не стремится произвести эффект, расквитаться с недругами, обелить себя или создать «альтернативную реальность». Скорее подводит жизненные итоги (хотя о своей болезни он на тот момент еще, видимо, не знал). В итоге перед нами бесценное свидетельство эпохи и мастер-класс для будущих поколений.

Прямой эфир