Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Интернет и технологии
В Кремле заявили о принимаемых РКН мерах по блокированию VPN-сервисов
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
В Харькове сообщили о лишении города собственной генерации электричества
Мир
Патрушев указал на боязнь прозападных стран признать правоту РФ по Украине
Общество
Адвокат замминистра обороны Иванова отверг в деле факт передачи взятки
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Мир
На Украине начали выносить приговоры бойцам за отказ выполнять приказы в Крынках
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Свободное перо

Книга «Никогда не извиняйся» представляет малоизвестную сторону творчества Линдсея Андерсона
0
Фото: Global Look Press/ZUMA/Dick Ewart
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Впервые на русском языке опубликовано публицистическое наследие Линдсея Андерсона — одного из главных британских кинорежиссеров второй половины XX века, обладателя «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви». В книге «Никогда не извиняйся» издательства Rosebud собраны тексты для киножурналов, которые Андерсон писал на протяжении всей жизни, отзываясь на проблемы индустрии и реагируя на творчество коллег, в том числе из Советского Союза.

В нашей стране Андерсон и созданное им движение «Свободное кино», объединившее молодых английских режиссеров, известны не так хорошо, как аналогичное французское явление того же времени — «Новая волна». Вместе с тем Андерсон может встать в один ряд с Жан-Люком Годаром, Франсуа Трюффо, Клодом Шабролем не только из-за эстетической и идеологической родственности, но и из-за схожести судеб. Все эти новаторы начинали свой путь с работы кинокритиками и лишь затем занялись собственно созданием кино.

Работа в журналах для них была не просто заработком, но и кинообразованием, и возможностью пообщаться с великими предшественниками, и, главное, формой публичного утверждения своих принципов, своего понимания искусства. В этом плане показательна статья Андерсона «Кино — это...», где он анализирует суждения других британских критиков и, полемизируя с ними, утверждает, что кино — искусство и говорить о нем надо не как о развлечении и бизнесе.

Тексты Андерсона нередко дают ключи к пониманию его режиссерского творчества («Если…», «О, счастливчик!» и др.). Но не менее важно, что они оказываются зеркалом кинематографа эпохи, демонстрируют болевые точки европейской киноиндустрии 1950–1980-х. И многое из сказанного им оказывается на удивление созвучным нашему дню.

В статье «Три повода для радости» 1958 года Андерсон пишет: «Печальная правда заключается в том, что техническое развитие кино происходит одновременно с его удорожанием. Снимать сегодня в два раза проще, но в то же время в 4–5 раз дороже. Вместо того, чтобы обрести свободу, художники попадают в тюрьму новых технологий, навязанных беспощадной коммерческой системой». С тех пор прошло 60 лет, а мысли Андерсона совсем не потеряли актуальности (речь идет, конечно, о большом студийном кино).

Еще одна тема статей Андерсона — конкуренция национальных кинематографий с Голливудом. В эссе «Британское кино: историческая необходимость» (1984) автор сетует, что государство недостаточно защищает и поддерживает собственный рынок, а тем временем английские режиссеры «готовы хоть босиком добираться до отелей в Беверли-Хиллз в поисках денег и одобрения американцев». Сам же Андерсон, хоть и остается патриотом, адептом британского, всегда проявляет внимание к творчеству коллег из других стран — в том числе и из нашей.

Уже будучи прославленным мэтром, он пишет рецензию на книгу Григория Козинцева «Пространство трагедии», посвященную съемкам «Короля Лира». В лаконичном, почти газетном по формату отзыве Андерсон создает многомерный творческий портрет Козинцева, демонстрируя глубокое знание русского кино. Но еще интереснее — статья 1959 года «Кинохудожник — свобода и ответственность!», написанная для советского журнала «Искусство кино», но так и не увидевшая свет в СССР. В этом эссе Андерсон полемизирует с Козинцевым, который, в свою очередь, ранее написал статью в андерсоновский Sight and Sound.

В книге представлены разножанровые материалы: интервью с Андерсоном, его собственные рецензии на чужие фильмы и книги, а также тексты-манифесты, в том числе «Свободное кино» и «Живой театр». Но во всех форматах Андерсон остается самим собой и позволяет себе крайне субъективное, искреннее и прямое высказывание. Тем его суждения и ценны. Как, впрочем, и фильмы, которые после знакомства со сборником смотришь уже иными глазами.

 

Прямой эфир