Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила об отказе Великобритании от экспроприации российских активов
Мир
Сийярто призвал Сибигу быть сдержаннее после его слов об Орбане
Мир
Еврокомиссия может отменить безвизовый режим с Грузией
Общество
Президент РФ поздравил работников органов безопасности с профессиональным праздником
Общество
Биолог рассказала о вреде майонеза
Мир
Карлсон заявил о нежелании многих в Вашингтоне видеть Вэнса преемником Трампа
Мир
Рубио пошутил про попытку Путина лишить его внимания СМИ прямой линией
Мир
Рубио сравнил действия США в отношении России и Украины
Мир
В Германии указали на внимание Европы к словам Путина на «Итогах года»
Мир
В Британии назвали пугающим предупреждение Путина о последствиях из-за активов
Общество
Число пострадавших от отравления в пансионате в Видном увеличилось до 30 человек
Армия
Средства ПВО за три часа уничтожили 36 БПЛА над территорией России
Общество
Кинолог назвал способ приучить собаку к обуви для животных
Мир
СМИ сообщили о выявлении у сына Роба Райнера шизофрении
Мир
SZ сообщила о планах Мерца разрешить разведке диверсии за рубежом
Мир
Кольцо Наполеона украли из музея в Бельгии
Общество
Эксперт оценил влияние новых правил экзамена глав УК на жильцов

Свободное перо

Книга «Никогда не извиняйся» представляет малоизвестную сторону творчества Линдсея Андерсона
0
Фото: Global Look Press/ZUMA/Dick Ewart
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Впервые на русском языке опубликовано публицистическое наследие Линдсея Андерсона — одного из главных британских кинорежиссеров второй половины XX века, обладателя «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви». В книге «Никогда не извиняйся» издательства Rosebud собраны тексты для киножурналов, которые Андерсон писал на протяжении всей жизни, отзываясь на проблемы индустрии и реагируя на творчество коллег, в том числе из Советского Союза.

В нашей стране Андерсон и созданное им движение «Свободное кино», объединившее молодых английских режиссеров, известны не так хорошо, как аналогичное французское явление того же времени — «Новая волна». Вместе с тем Андерсон может встать в один ряд с Жан-Люком Годаром, Франсуа Трюффо, Клодом Шабролем не только из-за эстетической и идеологической родственности, но и из-за схожести судеб. Все эти новаторы начинали свой путь с работы кинокритиками и лишь затем занялись собственно созданием кино.

Работа в журналах для них была не просто заработком, но и кинообразованием, и возможностью пообщаться с великими предшественниками, и, главное, формой публичного утверждения своих принципов, своего понимания искусства. В этом плане показательна статья Андерсона «Кино — это...», где он анализирует суждения других британских критиков и, полемизируя с ними, утверждает, что кино — искусство и говорить о нем надо не как о развлечении и бизнесе.

Тексты Андерсона нередко дают ключи к пониманию его режиссерского творчества («Если…», «О, счастливчик!» и др.). Но не менее важно, что они оказываются зеркалом кинематографа эпохи, демонстрируют болевые точки европейской киноиндустрии 1950–1980-х. И многое из сказанного им оказывается на удивление созвучным нашему дню.

В статье «Три повода для радости» 1958 года Андерсон пишет: «Печальная правда заключается в том, что техническое развитие кино происходит одновременно с его удорожанием. Снимать сегодня в два раза проще, но в то же время в 4–5 раз дороже. Вместо того, чтобы обрести свободу, художники попадают в тюрьму новых технологий, навязанных беспощадной коммерческой системой». С тех пор прошло 60 лет, а мысли Андерсона совсем не потеряли актуальности (речь идет, конечно, о большом студийном кино).

Еще одна тема статей Андерсона — конкуренция национальных кинематографий с Голливудом. В эссе «Британское кино: историческая необходимость» (1984) автор сетует, что государство недостаточно защищает и поддерживает собственный рынок, а тем временем английские режиссеры «готовы хоть босиком добираться до отелей в Беверли-Хиллз в поисках денег и одобрения американцев». Сам же Андерсон, хоть и остается патриотом, адептом британского, всегда проявляет внимание к творчеству коллег из других стран — в том числе и из нашей.

Уже будучи прославленным мэтром, он пишет рецензию на книгу Григория Козинцева «Пространство трагедии», посвященную съемкам «Короля Лира». В лаконичном, почти газетном по формату отзыве Андерсон создает многомерный творческий портрет Козинцева, демонстрируя глубокое знание русского кино. Но еще интереснее — статья 1959 года «Кинохудожник — свобода и ответственность!», написанная для советского журнала «Искусство кино», но так и не увидевшая свет в СССР. В этом эссе Андерсон полемизирует с Козинцевым, который, в свою очередь, ранее написал статью в андерсоновский Sight and Sound.

В книге представлены разножанровые материалы: интервью с Андерсоном, его собственные рецензии на чужие фильмы и книги, а также тексты-манифесты, в том числе «Свободное кино» и «Живой театр». Но во всех форматах Андерсон остается самим собой и позволяет себе крайне субъективное, искреннее и прямое высказывание. Тем его суждения и ценны. Как, впрочем, и фильмы, которые после знакомства со сборником смотришь уже иными глазами.

 

Читайте также
Прямой эфир