Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия и Индонезия проведут консультации о строительстве АЭС в островной республике, станция может появиться на наиболее сейсмически безопасном острове Калимантан. Об этом в интервью «Известиям» рассказал постпред РФ при АСЕАН Александр Иванов. Он также заявил, что в ноябре впервые пройдет встреча министров обороны РФ и асеановской десятки. По словам постпреда, страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) заинтересованы расширять сотрудничество не только с Россией, но и с Евразийским экономическим союзом — соответствующие консультации с объединением сейчас ведут Таиланд и Индонезия.

— В прошлом году, когда Владимир Путин посетил саммит Россия–АСЕАН в Сингапуре, наша страна наконец получила статус стратегического партнера при объединении. Хотелось бы уточнить, что нам дает этот статус? Как благодаря этому изменились отношения Москвы и асеановской десятки?

— Начнем с того, что к статусу мы шли действительно долго. Юбилейный саммит Россия–АСЕАН в Сочи в мае 2016 года поставил цель — движение к стратегическому партнерству. Стоит отметить, что АСЕАН — один из приоритетов внешней политики России, организация играет роль своего рода законодателя мод в ЮВА, вокруг нее образуются многосторонние механизмы с центральной ролью десятки, такие как АСЕАН +1, где «плюс один» — это один из восьми диалоговых партнеров объединения.

С тех пор как мы получили статус стратегического партнера в ноябре прошлого года, прошло не так много времени, но мы уже успели провести встречи между нашими постпредами в Нью-Йорке, Вашингтоне, Брюсселе, между послами в Нью-Дели. Намечены консультации по линии наших постпредств в Женеве. Кроме того, мы договорились с асеановцами, что в ноябре в Бангкоке проведем первую встречу министров обороны РФ и десятки.

Наша торговля растет, число российских туристов, посещающих страны АСЕАН, увеличивается довольно значительно (в 2018 году в один только Таиланд приехало свыше 1,5 млн россиян. — «Известия»).

Главы делегаций государств-участников саммита Россия-АСЕАН

Главы делегаций государств — участников саммита Россия–АСЕАН, Сингапур, 14 ноября 2018 года

Фото: ТАСС/Григорий Сысоев

Работает Российский деловой совет по сотрудничеству с АСЕАН. Мы проводим регулярные бизнес-форумы с десяткой на полях международных экономических форумов в Санкт-Петербурге и Владивостоке. В этом году в столице Приморья также запланирована встреча бизнес-кругов РФ и объединения.

Продвигается сотрудничество и по линии нашего Роспотребнадзора. Мы проводим специальные обучающие курсы для инфекционистов, асеановских экспертов в области эпидемиологии на базе нашего центра во Владивостоке.

Если суммировать всё сказанное — статус стратегического партнера АСЕАН дал нашей стране возможность позиционировать РФ в регионе более выпукло, ярко и достойно нашего потенциала.

— Почему, по-вашему, этот статус так долго не давали России?

— Понимаете, ведь дело, по большому счету, не в названии. Всё дело в ткани взаимодействия. Мы не стремились немедленно получить этот статус только ради названия. А по мере наращивания потенциала сотрудничества пришли к выводу: пора делать соответствующую декларацию лидеров.

— Есть ли какие-либо конкретные цифры? Насколько увеличился наш товарооборот с того момента, как мы получили статус стратегического партнера?

— Готовых цифр за последние несколько месяцев у меня пока нет. Но стоит отметить, что Россия — восьмой крупнейший торговый партнер АСЕАН. И наши коллеги это признают.

— Хотелось бы перейти к сотрудничеству между ЕАЭС и АСЕАН. Сегодня зоны свободной торговли (ЗСТ) у нашего объединения есть только с Вьетнамом и Сингапуром...

— Нет, Сингапур еще только на подходе. Вот-вот получит.

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

— Ведутся ли переговоры с другими странами АСЕАН по поводу открытия ЗСТ?

— Да, переговоры идут с Индонезией и Таиландом. Практически все страны десятки согласны с нами в том, что среднесрочная цель — это создание ЗСТ на масштабном уровне между ЕАЭС и АСЕАН. Этот шаг даст российской экономике дополнительную возможность для проецирования интересов наших товаропроизводителей на очень емком асеановском рынке. А ведь это 650 млн человек.

Плюс к тому это очень быстро развивающиеся страны. Средний уровень темпов роста ВВП среди членов объединения 5,2%. Вот где вы видели в остальных регионах мира такой рост? Ну, пожалуй, только у Китая и Индии. Поэтому потенциал АСЕАН для нас представляет очень большой интерес.

— А есть ли конкретные сроки запуска этой ЗСТ на уровне двух объединений?

— Пока нет. Можно сказать, мы движемся к этой цели поэтапно, но достаточно твердо. На полях сингапурского саммита РФ–АСЕАН в 2018 году между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и секретариатом ассоциации подписан Меморандум о взаимопонимании. Один из министров ЕЭК — Татьяна Валовая несколько месяцев назад посетила асеановский секретариат в Джакарте, где состоялся очень продуктивный разговор о путях взаимодействия между двумя организациями. Фактически речь идет о реализации инициативы нашего президента о строительстве Большого евразийского партнерства.

Татьяна Валовая

Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— Перейдем к военно-техническому сотрудничеству. Есть ли среди стран региона интерес к российскому вооружению?

— Да, и потенциал в этом направлении у наших производителей крайне высок. Развивается сотрудничество с такими странами, как Индонезия, Вьетнам. Помимо «железа» мы взаимодействуем с АСЕАН и по другим направлениям. Так, наша страна совместно с Лаосом выступает координатором рабочей группы по разминированию. Неразорвавшиеся мины до сих остаются довольно серьезной проблемой в этом регионе, особенно в уже упомянутом Лаосе, Вьетнаме, Камбодже.

В скором времени мы запустим диалог с АСЕАН в сфере противодействия преступности в интернете — наши партнеры очень заинтересованы российским опытом в этой отрасли. Помимо этого, мы совместными усилиями продвигаем сотрудничество в сфере «умных городов». Всё это открывает для обеих сторон очень важные перспективы в области цифровой экономики.

— Насколько я помню, пару лет назад Россия планировала построить АЭС во Вьетнаме, но последний, в свете грянувшего финансового кризиса и катастрофы на «Фукусиме», в итоге отказался от этой идеи. А жаль, ведь вьетнамская АЭС «Ниньтхуан-1» могла бы стать флагманом по продвижению российского мирного атома во всей Юго-Восточной Азии. Есть ли сегодня у других стран региона интерес к нашим ядерным технологиям?

— Если речь идет о ядерной энергетике, стоит напомнить, что атом используется не только на АЭС, но и в медицине, в других научных исследованиях. И вот по этой линии у нас есть сотрудничество с целым рядом стран АСЕАН — с теми же Вьетнамом или Индонезией, например. В последней наблюдается большой интерес к строительству атомной электростанции, поскольку страна развивается очень быстрыми темпами и остро нуждается в дополнительных энергоресурсах. Намечаются предварительные консультации между «Росатомом» и соответствующими индонезийскими структурами по поводу возведения первого атомного реактора в стране. Он также станет первым российским проектом такого рода в ЮВА.

Атомная электростанция
Фото: ТАСС/DPA/Sven Hoppe

— То есть можно сказать, что мы способны построить АЭС в Индонезии, несмотря на то что это довольно сейсмоактивная страна?

— Видите ли, Индонезия очень разнообразна. Да, острова Ява, Бали, Сулавеси подвержены активности. Но самый большой остров архипелага — Калимантан — в целом спокоен. Там вполне можно было бы построить атомную электростанцию.

— Глава МИД Малайзии Сайфуддин Абдулла в интервью «Известиям» рассказал, что инцидент со сбитым малайзийским Boeing MH17 не отразился на двусторонних отношениях наших стран. А как к ситуации отнеслись другие страны АСЕАН? Появилась ли какая-то отчужденность, как это произошло с Западом?

Отношения РФ и АСЕАН от катастрофы с малайзийским Boeing и поднявшейся за ней шумихи никак не пострадали. Ключевая страна в этом вопросе — Малайзия, остальные страны АСЕАН ориентируются в этом вопросе на ее позицию.

Руководство королевства подходит к этому вопросу трезво, сбалансированно и понимает, что обвинения, которые звучат в адрес Москвы со стороны голландцев и других «западников», абсолютно беспочвенны и не доказаны. Поэтому позиция Куала-Лумпура в этом вопросе максимально объективная.

Читайте также
Прямой эфир