Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко поддержал инициативу Китая по урегулированию кризиса на Украине
Мир
Захарова раскритиковала председателя Генассамблеи ООН за высказывания об СВО
Мир
Финляндия намерена ужесточить правила въезда в страну с 1 сентября
Мир
На Украине сообщили о повреждении газовой инфраструктуры в Полтавской области
Политика
В Кремле ситуацию в Палестине назвали одной из крупнейших гуманитарных катастроф
Мир
Путин рассказал об отношениях России и Турции
Общество
Пожар в ангаре в центре Москвы потушен
Мир
СМИ сообщили о признании Байденом провала на президентских дебатах с Трампом
Мир
В МО Израиля сообщили о близости к соглашению с ХАМАС по сектору Газа
Мир
Депутатов блока «Победа» не пустили на заседание парламента Молдавии
Мир
Песков назвал недальновидным решением отказ Запада от мирного плана РФ
Общество
В Крыму рассказали о запущенных на Севастополь ложных ракетах ВСУ
Мир
На Украине за два года осудили более 1 тыс. бойцов ВСУ за хранение наркотиков
Общество
Певец Сергей Мазаев госпитализирован перед концертом в Светлогорске
Общество
В Дагестане суд арестовал на два месяца трех задержанных за подготовку теракта
Общество
YouTube заблокировал канал исполнителя SHAMAN
Мир
СМИ сообщили о пригодности реки Сены для соревнований на ОИ-2024 в Париже
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из всех авиакомпаний Евросоюза рейсы в Иран сохранил только концерн Lufthansa — его немецкое и австрийское отделения, выяснили «Известия». Лайнеры летают в Тегеран с 1956 года, и компания не собирается эту практику менять. В Lufthansa также отметили, что благодаря прекращению полетов других перевозчиков в Иран спрос на это направление растет. В Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA) «Известиям» пояснили: запрета как такового не было и нет. Но в Госдепартаменте подтвердили, что сотрудничают с европейскими коллегами с целью ограничить влияние исламской республики в мире. И добавили: тех, кто нарушает предписание Вашингтона, ждут вторичные санкции.

Не трус, но боюсь

Несмотря на постоянные обещания Евросоюза не поддаваться санкционному давлению Штатов (вспомнить хотя бы прошедшие 28 июля переговоры ЕС и Ирана, где стороны условились продолжать конструктивное сотрудничество и запуск механизма взаимных расчетов Instex), практически все авиакомпании Евросоюза, включая национальных перевозчиков, прекратили полеты в Тегеран.

Постепенно открывать для себя иранское направление европейские авиакомпании начали после вступления в силу ядерной сделки. С 2016 по 2018 год ежедневные прямые рейсы связывали Тегеран с крупнейшими столицами и курортами Европы — Римом, Парижем, Лондоном, Барселоной, Афинами и так далее. Всего более 20 направлений, их обслуживали восемь авиакомпаний, включая таких крупнейших игроков континента, как KLM, Alitalia, Air France, British Airways и Aegean.

Однако в сентябре прошлого года — через месяц после вступления в силу первого пакета американских санкций — все перечисленные компании прекратили полеты в Иран. При этом ни один перевозчик не указывает в качестве причины рестрикции против исламской республики. Так, британский флагманский перевозчик пожаловался на нерентабельность направления, французы — на низкую заполняемость салонов.

Авиалайнеры British Airlines в аэропорту Хитроу, Великобритания

Авиалайнеры British Airlines в аэропорту Хитроу, Великобритания

Фото: Global Look Press/Leonid Faerberg

Их заявления опровергает тот факт, что спрос на полеты из Ирана в Европу с пересадками в неевропейских странах остается по-прежнему высоким. Ранее турецкое издание Daily Sabah сообщало, что Turkish Airlines с осени прошлого года наблюдает 20-процентное увеличение пассажиропотока на трансферных рейсах из Ирана в ЕС через Стамбул.

В выигрыше и арабские игроки — Flydubai, действующая через крупнейший региональный хаб в ОАЭ, Qatar Airways, Emirates, Etihad Airways.

Версию о сокращении рентабельности полетов отвергли и в Lufthansa. Там, напротив, наблюдают умеренное развитие спроса на рейсы в Тегеран, заявили «Известиям» в компании. При этом честно признали: это прямой результат того, что несколько европейских авиакомпаний в последние месяцы сократили или полностью прекратили полеты в исламскую республику.

Lufthansa выполняет ежедневные полеты между Франкфуртом-на-Майне и Тегераном, а Austrian Airlines также ежедневно связывает иранскую столицу с Веной. Мы не планируем сокращать текущее расписание рейсов, — сообщили «Известиям» в авиакомпании.

Там не без гордости отметили, что первый рейс Lufthansa в Иран состоялся 12 сентября 1956 года, и с тех пор немецкий флагман не прекращал полеты в республику. Австрийская «дочка» концерна начала выполнять рейсы в Иран 18 марта 1984 года, через пять лет после исламской революции.

В компании, однако, отвергли подозрения, будто бы США оказывали на Европу давление с целью прекратить авиасообщение с Ираном.

— Решение о сокращении рейсов (до осени 2018 года немецкий перевозчик летал также и из Берлина. — «Известия») было принято по коммерческим причинам. В авиационной отрасли распространена практика анализа маршрутов на постоянной основе и при необходимости корректировки предложения по их результатам, — резюмировали в компании.

Стоит отметить, что на официальном сайте цены на перелет из Франкфурта-на-Майне в Тегеран до конца лета колеблются в районе 128–130 тыс. рублей за билет в одну сторону. Путешествие займет пять часов. Из Вены — 82 тыс. рублей.

В то время как турецкая Pegasus Airlines за перелет просит 20 тыс. рублей, а продлится он всего на два часа дольше. Для иранцев, живущих под санкциями, цена билета, очевидно, остается принципиальным фактором. Поэтому, говоря о том, что наблюдается рост в бронированиях, немцы, возможно, лукавят.

Самолет авиакомпании Lufthansa Boeing 747-830, Аэропорт Франкфурта

Самолет авиакомпании Lufthansa Boeing 747-830, аэропорт Франкфурта

Фото: Global Look Press/imago/Rüdiger

Если сравнить заполняемость двух рейсов — немецкого и турецкого на случайную дату — 12 августа, мы увидим, что на борту первого не забронировано ни одно кресло. У турецкого ситуация не сильно, но лучше — на момент написания статьи забронировано 18 мест из 206.

Все эти слагаемые говорят как минимум о том, что направление для ФРГ и Австрии не сильно выгодно и, вероятнее всего, необходимо именно с политической точки зрения.

Ведь если Берлин и Вена в одночасье решат порвать контакты с Ираном, тем самым, по сути, полностью разорвав авиасообщение ЕС с исламской республикой, это прямо покажет, что все усилия союза по сохранению ядерной сделки — пустые сотрясения воздуха.

Их бьют, они летают

Помимо прекращения полетов в Тегеран европейские аэропорты перестали принимать у себя борты двух крупнейших иранских фирм — частной Mahan Air (свыше 20% перевозок в/из Ирана) и национального флагмана Iran Air (15% перевозок). Обе находятся под санкциями США. 23 июля Федеральный офис по контролю за иностранными активами (OFAC) еще раз предостерег своих союзников от участия в любых сделках с иранскими авиакомпаниями. Причина — транспортировка грузов в Дамаск, сотрудничество с сирийским президентом Башаром Асадом и поддержка Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

До конца лета, судя по агрегаторам Skyscanner и Aviasales, у иранских авиалиний не значится ни одного рейса в страны ЕС.

В Европейском агентстве воздушной безопасности в ответ на попытку корреспондента «Известий» узнать, в чем причина запрета, отказались комментировать этот вопрос. Там также не смогли подтвердить версию о том, что существует общеевропейское эмбарго на полеты в Иран.

Наше агентство несет ответственность за безопасность гражданской авиации и не зависит от политического или экономического влияния во всех наших действиях по обеспечению безопасности полетов, — пояснили в ведомстве.

Cамолет авиакомпании Mahan Air Airbus A340-600

Cамолет авиакомпании Mahan Air Airbus A340-600

Фото: Global Look Press/Leonid Faerberg

А в Госдепартаменте США заявили «Известиям», что «сотрудничают с европейскими союзниками и партнерами в противодействии иранской угрозе и вредному влиянию».

— Авиакомпании, выполняющие рейсы в Иран, должны проявлять осторожность, чтобы гарантировать, что они не будут совершать сделки с физическими или юридическими лицами, находящимися под санкциями, — подчеркнули в ведомстве. — Использование таких компаний, как Mahan Air, со стороны властей Ирана угрожает региональной стабильности, свободной и открытой авиации. Поэтому правительство США ввело санкции против этой организации еще в 2011 году, — напомнили в Госдепе.

Там также подчеркнули: каждая страна, которая разрешает иранским компаниям, находящимся под санкциями, летать в свои аэропорты, должна знать — она сама рискует подвергнуться ограничениям со стороны США.

О серьезности намерений Вашингтона лучше всего говорит случай, произошедший в декабре прошлого года с Boeing 737 норвежского лоукостера Norwegian. Самолет летел из Дубая в Осло, но из-за внезапной поломки был вынужден сесть в Иране. Пассажиров отправили в Норвегию окольными путями, а необходимую запчасть для починки судна не могли доставить целый месяц — согласовывали, а можно ли прислать в Иран, находящийся под санкциями, деталь самолета.

Прямой эфир