ЕС попутал: Брюссель не сможет оживить торговлю с Тегераном
Европейский союз пока не может выполнить требование Ирана и полностью восстановить с ним торговые отношения. Об этом «Известиям» сообщили источники в европейских дипломатических кругах. Информацию также подтвердил французский депутат в Европарламенте (ЕП) Тьерри Мариани. Механизм INSTEX должен был выступить главной мерой защиты европейских компаний, работающих с Ираном, от экстерриториальных санкций США. Однако, как заявили «Известиям» в МИД Германии, он до сих пор так и не запущен. Вместе с тем в Персидском заливе сохраняется угроза военного обострения.
Былого не будет
Иран продолжит обогащать уран сверх нормы в 3,67%, отраженной в Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), до тех пор, пока его европейские партнеры вопреки санкциям США не обеспечат обещанные в договоре экономические выгоды. С таким заявлением выступил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани во время встречи с дипломатическим советником президента Франции Эммануэлем Бонном, которая прошла 10 июля в Тегеране.
Это значит, что европейские компании должны сохранить торговлю с Ираном как минимум на том же уровне, на который она вышла после вступления в силу СВПД в 2016 году. Однако среди европейских политиков присутствует определенная доля скепсиса насчет того, что экономические контакты будут вестись с теми же показателями, что и в «золотую эпоху» с 2016 по 2018 год. Как рассказали «Известиям» два источника в европейских дипломатических кругах, учитывая настрой США и отказ крупных предприятий ЕС сотрудничать с Ираном, рассчитывать на полномасштабное возобновление торговли не приходится.
— В этом плане я пессимист. Сегодня Европа оказалась в заложниках у США, — сказал «Известиям» французский депутат в Европарламенте Тьерри Мариани. — После выхода Штатов из договоренностей со стороны европейских правительств были заявления, что будет сделано всё возможное для сохранения соглашения. На деле же они добровольно сдали позиции американцам. Поэтому вполне логично, что Иран решил больше не придерживаться сделки.
По данным Центра исследований безопасности института ETH Zurich, после вступления СВПД в силу двусторонняя торговля постепенно росла и к 2017 году достигла показателя в €20 млрд, однако после выхода США из сделки в 2018 году она начала сокращаться. Причиной тому стал массовый исход крупных европейских компаний — от французской Total и до итальянской Eni — из Ирана под угрозой американских экстерриториальных санкций.
Единственным способом удовлетворить чаяния Ирана должен был стать европейский механизм расчетов INSTEX, созданный с подачи Британии, Германии и Франции для торговли без использования доллара в обход американских санкций.
— Этот механизм позволит подключившимся к нему странам продолжать обмены с Ираном в тех областях, на которые не наложены санкции США, а именно торговлю продуктами и медикаментами, — пояснил «Известиям» аналитик Института международных исследований МГИМО Адлан Маргоев. — Он не позволит проводить расчеты при продаже нефти, оборудования и другой продукции, торговлю которой запрещает Вашингтон. Распространять действие механизма на эти сферы пока не планируется, а торговли в гуманитарной сфере Ирану недостаточно.
Желание подключиться к INSTEX выразила и Россия. Так, ранее в интервью «Известиям» замглавы МИД России Сергей Рябков выразил надежду на то, что «без особых пауз получится его раскрыть для обслуживания сделок третьих стран, а не только государств Евросоюза». Как заявили «Известиям» в МИД Германии, сейчас Берлин, Лондон и Париж только готовятся к проведению первой транзакции.
— Эта система не работает, — констатировал Тьерри Мариани. — И всё упирается в отсутствие политической воли. Евросоюз говорит, что Иран должен соблюдать условия СВПД и что он найдет пути решения, однако пока на деле ничего нет.
Провоцируй и властвуй
На фоне торгово-экономических противоречий не остывает ситуация и в Персидском заливе. Вечером 10 июля CNN со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил о том, что пять кораблей, предположительно принадлежащих Ирану, пытались задержать британский танкер British Heritage. По данным телеканала, иранцы потребовали экипаж судна остановиться в территориальных водах исламской республики.
Однако в ситуацию вмешался фрегат Королевского флота HMS Montrose, сопровождавший танкер, — после недавнего нападения на суда в Ормузском проливе Лондон решил усилить меры безопасности своих кораблей. После того как фрегат «сделал устное предупреждение» иранцам и призвал пропустить танкер, они отступили. В британском минобороны подтвердили информацию, но уточнили: нападавших судов было всё же три, а не пять.
Глава МИД Ирана Джавад Зариф опроверг обвинения в адрес Тегерана и заявил, что подобные утверждения направлены на эскалацию напряженности. В КСИР (Корпус стражей исламской революции) также сообщили, что «за прошедшие 24 часа они не взаимодействовали с какими-либо иностранными кораблями, в том числе британскими». Тем не менее ранее Тегеран грозился задержать любое британское судно в ответ на арест иранского танкера в Гибралтаре 4 июля.
Как пояснил «Известиям» глава центра изучения Ближнего и Среднего Востока РИСИ Владимир Фитин, за нынешним инцидентом почти наверняка стоят США, которым выгодно вбить клин между Британией и Ираном.
— Вашингтон сделает всё возможное, чтобы его европейские союзники перестали поддерживать «ядерную сделку». Начать они, видимо, решили с Лондона, то есть пошли по пути наименьшего сопротивления, поскольку Великобритания заинтересована в сохранении хороших отношений с США, особенно в свете Brexit и с учетом смены премьер-министра, — сообщил эксперт.
По мнению ираниста, консультанта ПИР-центра Андрея Баклицкого, Лондон будет проще уговорить, если главой британского правительства станет Борис Джонсон. Последний занимает лояльную позицию по отношению к Вашингтону. Его можно назвать самым подходящим кандидатом, для того чтобы вывести Великобританию не только из ЕС, но и из СВПД.
— Тем не менее, даже если Джонсон захочет выйти из ядерной сделки, он это не сделает прямо сейчас. На повестке есть более серьезные вопросы — в стране вот-вот могут состояться новые парламентские выборы. И сложновато будет противоречить линии МИДа, который последовательно настаивает на том, что СВПД надо сохранить, — сообщил эксперт.
Он также признал: для ирано-европейских отношений подобные обострения не новость. И напомнил, как ровно год назад ЕС обвинял сотрудников иранского посольства в подготовке терактов на территории Германии, а в январе даже ввел санкции против разведслужбы Ирана — ведомство подозревали в подготовке политических убийств в Дании. Однако даже эти инциденты не повлияли на участие европейцев в СВПД.
В понедельник истекает срок, который президент Франции Эммануэль Макрон обозначил для выяснения того, возможно ли наладить международный диалог по ядерной проблеме. Французский и иранский лидеры проведут телефонный разговор, в ходе которого постараются все-таки найти какие-то решения для сохранения СВПД.