Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Владимир Путин провел встречу с президентом Узбекистана в Москве
Мир
В конгрессе потребовали от Байдена объяснения задержкам поставок оружия Израилю
Мир
США в одностороннем порядке на год продлили санкции против Сирии
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
Президент Северной Македонии признал поражение на президентских выборах
Мир
Американские конгрессмены проголосовали против отстранения спикера Джонсона
Мир
Начштаба обороны Британии признал тактические успехи российских сил на Украине
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Происшествия
В оперштабе Краснодарского края сообщили об атаках ВСУ на нефтебазу под Анапой
Мир
Конгрессвумен Грин попыталась инициировать голосование по отставке Джонсона
Армия
Артиллеристы уничтожили расчеты БПЛА ВСУ гаубицами Д-30 в приграничном районе
Мир
Ким Чен Ын поздравил Владимира Путина и россиян с Днем Победы
Общество
Парад Победы на Камчатке открыл начало празднований Дня Победы в России
Общество
Синоптики предупредили москвичей о холодной погоде и порывистом ветре 9 мая
Мир
Байден заявил о прекращении поставки снарядов Израилю в случае вторжения в Рафах
Мир
Посольство РФ зафиксировало 22 случая осквернения советских памятников в ФРГ с 2023 года

Коллективное сознательное

Писатель Павел Сурков — о том, каким будет «Нашествие» через 20 лет
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Нашествие» — главное приключение лета, как давно себя именует этот фестиваль, — год от года становится всё масштабнее (как по числу зрителей, так и по числу участников), но при этом ни персональная, ни идеологическая составляющая всего действа фактически не меняется. Итоги крупнейшего в стране феста многое прояснили и в отношении статуса самого форума, и в состоянии современной отечественной рок-музыки, и в траектории ее движения в будущее.

Если подходить к «Нашествию» с меркой больших зарубежных ивентов, то в традиционный формат музыкального фестиваля оно не проходит никак. Скорее «Нашествие» — это такая регулярная тусовка, очень большая. Состав участников понятен и, по большому счету, константен: в принципе, редко найдешь фестиваль, где центральный лайн-ап фактически не меняется на протяжении 20 лет. Но именно за этим туда и приезжают его зрители — на поле, например, были люди, которые исправно ездили на все «Нашествия» до этого, все два десятка лет подряд.

Собственно, «Нашествие» — это универсальный индикатор русского рока как такового: мы видим все возрастные изменения, ностальгируем, встречаем «молодую шпану», у которой не сразу получается стереть с лица земли записных титанов. Ровно так и получилось в нынешнем году: всем сестрам по серьгам, круглосуточный драйв и космический масштаб. Да, на «Нашествии» снова сделали прямое включение с МКС, но на этот раз еще и сотворили грандиозный флешмоб, выстроив гигантскую римскую цифру ХХ, которую оказалось видно из космоса (что тоже не замедлили продемонстрировать).

Остановимся на самых ярких событиях феста, и тогда ответ на вопрос — зачем же люди из год от года рвутся на «Нашествие» — возникнет сам собой.

В «нулевой день», день открытия, все ждали «Ленинград», а зажег, по большому счету, Глеб Самойлов и его The Matrixx, показавшие фантастический сет с симфоническим оркестром, очень сложный с точки зрения выведения звука (попробуйте адекватно выстроить саунд огромного оркестра и при этом не провалить всю рок-составляющую действа). Сет-лист — отличный микс из сольных песен Самойлова и хитов «Агаты Кристи», где контрапункт — это жесткий «Снайпер» и проникновенная «Никто не выжил» (с неизменным саксофоном Алексея Могилевского).

А главное — была возможность увидеть, кто действительно пребывает в статусе рок-героя. Песни «Ленинграда» — отличный повод поорать нецензурщину хором и попрыгать до упаду, а вот вещи Самойлова — это нечто большее, чем просто комок энергии, куда ближе к категории искусства, чем просто попадание в драйв. Выстроенный на этом контрапункте вечер четверга — как раз и есть отличная метафора всего «Нашествия»: есть музыка для масс, есть песни для эмоций, а есть — для разума. И идеальный рок-герой — тот, кто всё это сочетает.

Впрочем, настоящие музыкальные открытия случались не только на главной сцене фестиваля. Те, кто по каким-то причинам пропустил сет Найка Борзова на сцене «Ультра», оказались лишены блестящей работы Владимира «Корнея» Корниенко, который выстроил такой крутой гитарный саунд, что иные хэдлайнеры позавидуют. Впрочем, это планида Корнея — всё, к чему он прикасается, превращается в настоящий рок-н-ролл, сделанный по всем законам мировой музыки: когда-то свезло Земфире, в этот раз — Найку.

Еще одной жемчужиной этой же сцены «Ультра» стало выступление Tequilajazzz, группы вне жанров и вне времени: тем, кто хочет понять, что такое идеальная ритм-секция, стоит посмотреть на взаимодействие Евгения Федорова и Александра «Дусера» Воронова, пожалуй, лучших басиста и барабанщика во всем русском роке. И, как сказал недавно Борис Гребенщиков, «последнее, что я слушал из русского рока, — это какие-то вещи из «Текилы» (при том, что группе формально уже больше четверти века).

Кстати, о Гребенщикове: сет «Аквариума» неизменно всегда остается одним из самых проникновенных и светлых моментов «Нашествия». БГ со товарищи так формируют программу, чтобы почти медитативное сосредоточение вдруг перебивалось реггей-ритмами — тем более что к наступлению фестивального сезона группа уже до автоматизма откатывает концертную программу и может собрать идеальный песенный микс. Так и тут: не обходится без «Плоскости» и «Стаканов» (все скачут не хуже, чем на «Ленинграде», а то и круче), но главным сюрпризом становится милейшая виньетка «Песня молодца-оппозиционера», сделанная на мелодию бессмертной No Woman No Cry.

Кое-кто из исполнителей на «Нашествии» фактически «перезагружается» — именно так было с Гариком Сукачевым, который запускает свой юбилейный тур и в одном выступлении смешивается все самое лучшее за 60 лет жизни и четыре десятка лет выступлений. Тут и верные соратники — Сергей Галанин на басу (привет, «Бригада С»), Дмитрий Варшавчик и Сергей Воронов на гитарах (привет, «Неприкасаемые»), и неизменный набор стопроцентно узнаваемых хитов — от рвущей душу «Ольги» до поднимающей в пляс «Белла Чао»: настоящий стадионный драйв и поистине фестивальная мощь.

При этом «Нашествие», конечно, старается удерживать поколенческую связь: мэтры-гранды делят фестивальное пространство и со «средним» поколением рокеров (убедительно звучат и «Сурганова и Оркестр», и слегка подзабытые «7Б»), и с «молодыми», которые, что называется, ни пяди не уступят старшим товарищам: на ночном сете Нейромонаха Феофана отрывались все кому не лень.

Что касается чистой ностальгии — ей тоже уделяется немало места: например, сет «Альянса» с неизменной «На Заре», или выступление Вячеслава Бутусова, собравшего молодых музыкантов, переаранжировавшего песни «Наутилуса» и уже третий год катающего эту программу. С одной стороны — стопроцентная вкусовщина, «не нравится — не слушай». А с другой, возможность погрузиться в атмосферу 1980-х, как звуковую, так и идеологическую: то, что для кого-то было музыкой юности, для большинства зрителей «Нашествия» — уже ретро.

Но идеальный финал «Нашествия» — это, конечно, выступления «Браво» и «Сплина». Тут ясно видна вся эволюция жанра — ее, кстати, отразило и выступление «Мумий Тролля»: те, кто два десятка лет назад расценивался публикой и критикой как «новые молодые звезды», не растеряли ни драйва, ни фантазии (Илья Лагутенко вообще пообещал на пресс-конференции два новых альбома).

Так что, каким будет «Нашествие» через 20 лет, вполне можно предсказать: сегодняшние герои сцены «Наше 2.0» переместятся на главную сцену, «Ультра» будет давать настоящего жару (туда-то все и стремятся за настоящими музыкальными открытиями), а патриархи русского рока, дай им Бог здоровья, тоже не подкачают.

Автор — писатель, журналист, автор трехтомника «Легенды рока»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир