Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Поколение современных примадонн близко к зрителям, не все любители оперы готовы к авангарду на сцене Большого театра, а карьеры певцов начинаются с «влетов» в постановки. Об этом «Известиям» рассказала солистка Государственного академического Большого театра (ГАБТ) Анна Аглатова. Она представит нашу страну на Первом Турецко-российском фестивале классической музыки, который откроется 7 мая в Анталье.

— На Турецко-российском музыкальном фестивале вы выступаете с оркестром «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова. Каково работать с таким перфекционистом, как маэстро?

— Маэстро Спиваков - мой первый дирижер. Он знает меня с начальных ступеней моей карьерной лестницы. Это было в 2000 году. Я только приехала в Москву и поступила на первый курс Гнесинки. И, как говорится, оказалась в нужное время в нужном месте. Владимир Теодорович заметил меня, и я стала стипендиатом Фонда Спивакова. С тех пор, он мой крестный отец на сцене. Нас связывает настоящая дружба.

— Как выбиралась программа для фестиваля? Учитывал ли маэстро ваши предпочтения?

— Владимир Теодорович очень хорошо знает меня и мои вкусы. Старается сделать яркую «обертку» для музыканта, выбирая интересную программу для него.

Фестиваль будет проходить в античном амфитеатре в Сиде. Ему 2 тыс. лет. Открытая площадка, на которой я выступлю впервые. Поэтому немного волнуюсь, ведь у меня важная миссия: я представляю свою страну. Хочется, чтобы культурные связи России и Турции становились еще крепче.

Владимир Спиваков

Владимир Спиваков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Вас называют второй Чечилией Бартоли или ее младшей сестрой. Быть второй даже после Чечилии не обидно?

Я не вторая. Для меня определенная честь, что в Европе и в России наши имена порой ставят рядом. Как любая личность, скажу, что первой после Чечилии стоять очень почетно. Но мы не можем быть №1 или №2, потому что мы совершенно разные. Да, похожи как сестры, обе эмоциональные, но я считаю, что у каждой певицы своя харизма, отличающая ее от других.

— Вы стали самой молодой солисткой Большого театра, придя туда в 20 с небольшим лет.

— Я пришла в Большой маленькой и неопытной девочкой. И за это должна сказать огромное спасибо людям, которые меня приняли в труппу прославленного коллектива: художественному руководителю Александру Александровичу Ведерникову и директору оперы Маквале Филимоновне Касрашвили. Они дали мне аванс, и на данный момент я не подвела их, чему безумно счастлива.

— В беседе с «Известиями» гендиректор Большого театра Владимир Урин посетовал, что молодые артисты ГАБТа порой предпочитают работу на других сценах выступлениям в своем. В результате теряют Большой театр. Как обстоит дело в вашем случае?

— Я слышала о нескольких таких прецедентах. Что касается меня, я уже давно не разделяю себя и Большой театр. Я здесь работаю уже почти 14 лет. Для меня Большой театр всегда стоит в приоритете. В моей жизни были ситуации, когда приходилось отказываться от европейского контракта. Думаю, всегда есть возможность найти компромисс, в первую очередь думая о своем театре, не терять возможности развиваться еще где-то.

— От чего вы отказались?

— Несколько лет назад у меня были вопросы по поводу отъезда на оперный фестиваль в Вероне — я отказалась. После этого у меня не было проблем с отъездом в Венскую государственную оперу. Позже я нашла компромисс с театром и поехала на фестиваль в Вербье (Швейцария).

— Чтобы оправдать доверие театра, сначала отказались от одного контракта?

— Ни в коем случае. Это не делается специально. Если я понимаю, что нужна театру, нахожу выход. Здесь нет вопроса — уступить, чтобы потом уступили тебе. Ты понимаешь, что для тебя важно. Довольно часто мои коллеги в театре говорят: «Зря я согласился поехать туда. Если бы я знал, что у меня будет здесь!» Это правда.

Быть солисткой Большого театра — огромная честь, это не только потому, что такое название и что ему несколько сотен лет, нет. Если хотите, это патриотизм. Ты являешься частью очень особого мира, а этот мир — часть твоей страны, ты представляешь его на всех площадках мира. В любом случае, даже когда я куда-то еду, я остаюсь солисткой Большого театра и хочу представлять этот театр во всем мире, чтобы знали, что в театре такие певцы есть. Это очень важно. Театр это тоже понимает и поэтому идет навстречу своим солистам, отпуская их.

Сцена из спектакля «Альцина»

Сцена из спектакля «Альцина». Хизер Энгебретсон в роли Альцины (слева) и Анна Аглатова (справа)

Фото: Дамира Юсупова/Государственный академический Большой театр России/bolshoi.ru

— «Альцина» — спектакль, в котором вы поете, — получила «Золотую маску». Как вы чувствуете себя в условиях авангардной режиссуры?

Не все готовы пока к авангарду на сцене Большого театра, но считаю, что и это должно быть. Да, режиссура спорная. Возможно, она заставила меня какое-то время поразмыслить, насколько я готова открываться как актриса на сцене. Поразмыслив, пришла к выводу, что, когда мы говорим «искусство требует жертв», «красота требует жертв», мы понимаем это слишком буквально. В итоге то, что я приняла эту режиссуру, внесла в нее что-то свое, дало очень хороший результат. Многие критики сказали, что моя роль - это прорыв года.

Мы живем в XXI веке, но не все люди понимают, что такое оперное искусство. Я уверена: чем больше людей придет в оперный театр, тем больше влюбленных в это искусство появится. Дело не в авангардности постановки, а в том, что она показывает суть любви. После спектакля мне пишут зрители: «Феноменально, но я поняла всё — что такое любовь, как я жила, как надо».

Мы не привыкли, что чувства на сцене обнажаются до такой степени, что больно не только актерам, но и людям в зале. Они плачут. Может быть, так было давно, во времена великих див, но потом был период, когда пропал интерес к театру. Сейчас он возвращается, и я безумно этому рада.

— Сейчас оперной певице надо не только уметь петь, но и быть драматической актрисой. В спектакле «Свадьба Фигаро» с вами работал режиссер Евгений Писарев. Можно сказать, он не щадил оперных певцов, ставя их порой в неловкое положение. Вам даже приходилось петь вниз головой, лежа на столе. Каково вам идти на такие жертвы во имя искусства?

— Я безумно счастлива, что мне удалось познакомиться с Евгением Писаревым. Он открыл во мне настоящую актрису. Евгений Александрович, заботясь о голосе, поставил в приоритет личность героя и этим сделал спектакль более живым. В следующей его постановке «Севильский цирюльник», где я дебютировала в партии Розины, было то же самое: он заботился о голосе, но дал столько гротеска и юмора в спектакле — иногда певцы забывали о том, что надо петь. Это хорошо.

— Большой театр приобрел Камерную сцену. Как вы оцениваете движение ГАБТа вширь?

— Я очень рада тому, что расширяются границы не только Большого театра, а вообще оперного искусства. Чем больше зрителей будет идти на оперу, тем больше людей поймет, что опера — это не скучно. Сейчас у Большого театра есть возможность показывать одновременно несколько спектаклей для большего количества зрителей. Сцена Театра Покровского, которая стала Камерной для ГАБТа, сейчас имеет серьезный зрительский интерес.

— Если предложат стать участницей спектакля на Камерной сцене, вы согласитесь?

— Конечно. Это все-таки мой театр! Мне кажется, что уже никто не разделяет величину подмостков. Солисты выступают на всех сценах, невзирая на то, Камерная она, Малая, Большая, Новая, Историческая.

— У вас в Instagram 20 тыс. подписчиков. Этого достаточно, чтобы к вам постучались рекламодатели. Чтобы вы в своих постах ненавязчиво написали об их нарядах или косметике. Были ли такие обращения?

— Стучались уже. Я отказываюсь и даже не запоминаю, что мне предлагают. Реклама в соцсетях — неправильно для оперного певца. Я занимаюсь искусством, мое дело — творчество. Это мое сознательное решение. Для рекламы есть другие люди. Я хочу, чтобы моим подписчикам было интересно наблюдать за моей жизнью. Здесь я с ними общаюсь. И никогда не стану использовать их для заработка.

Анна Аглатова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алиса Юрьева

— Вам не хочется еще большей популярности — чтобы вас знал не только узкий круг поклонников оперы, а широкая публика?

— Если говорить о более широкой аудитории, я бы хотела что-то сделать, но в большей степени для того, чтобы еще больше людей привлечь к опере. Мне обидно, когда все думают, что оперная дива — это нечто неземное. Да, неземное, потому что у нас уникальные голоса. Но сейчас время «див в джинсах». Поколение современных примадонн близко к зрителям, а они еще об этом не знают.

— Самый короткий путь к популярности — скандал. Как вам такой вариант пиара?

— Это забавно, но нет. Не должно искусство нашего порядка быть запачканным скандалами, нехорошо это.

— У современных «див в джинсах» есть кумиры или ориентиры?

— «Кумир» — нехорошее слово. Не сотвори себе кумира. Есть ориентиры, но есть и хорошее выражение: «Самый главный ориентир — это я завтра».

Мне очень многие певицы нравятся. Перечислять не стану. Я их очень люблю, уважаю, но все-таки я гоняюсь за собой. Вторая за кем-то? Нет, не надо. Я первая после кого-то, например после Чечилии, но я первая и для себя, а завтра буду первой для себя вчерашней. Это только моя философия, я никому ее не навязываю никоим образом. Я так живу.

Анна Аглатова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алиса Юрьева

— Вы работали над собой, чтобы добиться такой высокой самооценки?

— Творческие люди очень любят самокритику. Поэтому в стремлении быть лучше очень много работаем над собой в репетиционном зале и дома. Меня серьезно закалила сцена. Столько лет работы в Большом научили кое-чему. Приезжают новые дирижеры, режиссеры, сталкиваются интересы, восприятие. Музыка — очень субъективная вещь. Мой взгляд может не совпадать с чьим-то. Поэтому и компромиссы приходится искать.

А еще, когда очень много работаешь, не всегда состояние заставляет тебя быть счастливой. И тогда приходишь к выводу, что не состояние делает тебя, а ты — состояние. Надо полюбить себя. Может быть, кто-то, не получая результата, сдается. Я бы посоветовала каждому работать над собой.

Дверь закрыли — в окно, окно закрыли — в форточку, форточку — значит, где-то щелка есть. Я говорю о работе именно с внутренним миром своим. Не надо после первого же критического слова сдаваться. Даже если я и хотела это на минутку сделать, через две минуты эта мысль уже исчезала. Потому что я очень люблю свою профессию и свой голос.

— Одно время было модно петь дуэтом оперным и популярным певцам. Вам не хотелось такого эксперимента?

— У нас в задумке есть работа с одним замечательным популярным артистом. Пока держим это в тайне, потому что должен быть сюрприз. Надеюсь уже в сентябре представить его на суд публики. Возможно, после этого кто-то откроет для себя оперу и придет в театр.

— У вас под три десятка партий на сцене Большого театра. Наверняка завистники говорили, что вы поете всё, что ни захотите, и тому есть объяснение — чья-то поддержка.

— В нашем мире, к сожалению, всё завязано на конкуренции, поэтому, наверное, и завистники есть. А только партий, наверное, много, потому что я очень хотела их. Я верующий человек, считаю, что всё это провидение. Если очень хотеть и при этом еще и работать, найдутся пути, по которым к тебе придет то, чего ты желаешь.

Анна Аглатова в сцене из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» 

Анна Аглатова (хозяйка гостиницы Лиза) в сцене из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» в постановке итальянского режиссера Пьера Луиджи Пицци в Большом театре

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

— Учи партию, даже если не получил роль, и знай, что настанет момент, когда ты сможешь спеть ее. Например, артистка заболеет. Об этом вы говорите?

— Мой дебют в Венской государственной опере состоялся именно так. У меня была готовая партия. Я прилетела в Вену, два дня репетиций, и вот я дебютирую в партии Норины. С этого начинаются карьеры многих певцов — вот с таких влетов в постановки.

Справка «Известий»

Анна Аглатова в 2000 году поступила в Музыкальное училище имени Гнесиных (класс профессора Рузанны Лисициан). В этом же году стала стипендиаткой Фонда Владимира Спивакова. С 2004 по 2009 год училась в Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2005-м дебютировала в опере «Фальстаф» на сцене Большого театра. Лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры.

Прямой эфир