Между нами тает блок: банкам хотят запретить замораживать счета
Банкам запретят блокировать счета граждан и компаний без весомых доказательств их причастности к «теневой» деятельности, следует из поправок Минфина к «антиотмывочному» законодательству (115-ФЗ), с которыми ознакомились «Известия». Прежде чем заморозить счет, финансовой организации необходимо будет собрать документальные подтверждения того, что клиент относится к максимальной категории риска. Одним из последствий нового регулирования может стать массовая разблокировка счетов, что невыгодно для банков, считают эксперты. В кредитных организаций уже выступили против поправок Минфина: они резко увеличат обороты «теневого» сектора.
Стоп-блок
Если законопроект утвердят, банки больше не смогут блокировать счета клиентов, руководствуясь исключительно собственными внутренними правилами идентификации «серых» операций, как это происходит сейчас. Это следует из поправок Минфина к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банкам придется найти документальные свидетельства того, что операции клиента относятся к категории максимально рискованных с точки зрения «антиотмывочного» законодательства.
Отсутствие у клиента справок, удостоверяющих добросовестность его действий, также не может служить поводом для блокировки, следует из законопроекта. Кроме этого, информация об отказах в открытии счета или трансакциях в других банках не будет считаться значимым аргументом в пользу заморозки активов, если других доказательств незаконности действий клиента нет, говорится в документе.
Банки будут обязаны отчитываться в Росфинмониторинг и Центробанк о причинах отказа клиенту в проведении операций или открытии счета. Если регуляторы сочтут блокировку безосновательной, то финансовая организация обязана будет разморозить счет и дать возможность его открыть. При этом банк также должен предоставить по запросу клиента письменное доказательство обоснованности своих подозрений в течение пяти рабочих дней.
Законопроект разработан для защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций, уточнили «Известиям» в Минфине. Банки часто блокируют счета клиентов без объяснения причин и, таким образом, «наносят вред их хозяйственной деятельности», сказали в ведомстве. Поэтому основания для принятия решений об отказе в совершении операции или открытии счета необходимо конкретизировать.
В пресс-службе Банка России «Известиям» сообщили, что участвуют в обсуждении проекта закона. На вопрос, устраивает ли регулятора его действующая редакция, там не ответили.
«Колоссальный откат»
Новые правила всё же оставляют финансовым организациям определенную свободу действий. В частности, в действующей редакции законопроекта не предусмотрено штрафов или других санкций за необоснованную блокировку операций по счету, полагает председатель комитета Торгово-промышленной палаты по финрынкам и кредитным организациям Владимир Гамза. По его мнению, свобода банков будет реально ограничена только в том случае, если за заморозку счетов предусмотрят ответственность — например, обязательство выплачивать денежную компенсацию.
Однако новый закон в любом случае существенно облегчит жизнь добросовестным компаниям и гражданам. Во-первых, это усложнит работу банков, поэтому практика необоснованной заморозки исчезнет. Во-вторых, новые правила повлекут за собой массовую разблокировку счетов добросовестных клиентов, так как в случае отсутствия оснований банк обязан будет «открыть замок», добавил Владимир Гамза.
«Известия» спросили крупнейшие банки, поддерживают ли они законопроект Минфина. Первый зампред Совкомбанка Сергей Хотимский выступил против поправок. Он заявил, что их вступление в силу приведет «к колоссальному откату назад в достижениях страны в борьбе с обналом, транзитом, выводом средств за рубеж, уклонением от уплаты налогов, финансированием терроризма и другой незаконной деятельностью». По его оценкам, теневой оборот может возрасти в десятки раз. В остальных банках не ответили на вопросы «Известий».
Законопроект вполне предсказуемо столкнется с сопротивлением банковского сообщества, поскольку им сейчас это выгодно — кредитные организации получают в свое временное пользование замороженные деньги клиентов, заявил «Известиям» профессор НИУ ВШЭ Василий Солодков. При этом с решением проблемы необоснованной блокировки счетов финансовые власти, по его мнению, припозднились. В частности, за несколько лет накопился такой объем приостановленных счетов, что ведомствам не хватит кадровых ресурсов для того, чтобы детально разобраться в причинах этого, уверен Василий Солодков.
В 2017 году российские банки заблокировали порядка 700 тыс. счетов клиентов, оценивал ранее «Известиям» руководитель центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексей Порошин. После этого такая статистика не велась, однако, по его словам, и предпосылок к замедлению темпов блокировки в 2018 году не было.