Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Бесконтактные платежи смартфоном начинают вытеснять традиционный способ расчета банковскими картами. По итогам прошлого года количество трансакций с помощью телефона выросло в пять раз — почти до 133 млн, говорится в совместном исследовании Альфа-банка и сотового ритейлера «Связной»–«Евросеть» (есть в распоряжении «Известий»). За 2018 год россияне купили 11 млн смартфонов с функцией бесконтактной оплаты, потратив на это более 300 млрд рублей. По мнению экспертов, в этом году популярность таких платежей будет возрастать, а в течение ближайших десяти лет умные мобильники поставят пластиковые карты на грань исчезновения. Однако у тренда есть и свои минусы: оплата с помощью NFC приводит к тому, что граждане перестают контролировать свои траты. Это подтверждают и сами любители «игровых» способов расплачиваться в магазине.

Для всего остального есть телефон

Россияне все чаще предпочитают расплачиваться смартфонами с поддержкой бесконтактной оплаты NFC, а не обычными пластиковыми картами. Эта функция стала настолько популярной, что в 2018 году количество таких транзакций по сравнению с 2017-м увеличилось в пять раз и составило почти 133 млн. Об этом говорится в совместном исследовании, которое провели Альфа-банк и объединенная компания «Связной»–«Евросеть», с которым ознакомились «Известия». И это при том, что мобильные платежные сервисы Samsung Pay, Apple Pay, Android Pay (Google Pay) официально заработали в России только в 2016–2017 годах.

Главная причина такого роста популярности платежей смартфонами — это простота, удобство и даже влияние моды, отметил директор по цифровому бизнесу банка «Восточный» Алексей Казаков. Также, по его словам, в 2018 году некоторые банки делали специальные условия по бонусам и кэшбэку при таких расчетах.

Многие люди больше не носят с собой кошельки и портмоне, поскольку и платежные, и дисконтные карты физически уже не нужны, заявил «Известиям» замруководителя дирекции карточного, депозитного и электронного бизнеса банка ТКБ Иван Ивкин. Их все можно держать в телефоне. Также нередки случаи, когда клиент просто забывает кошелек с картами дома и ему нужно расплатиться. На рост популярности NFC-платежей влияют и производители смартфонов, которые обеспечивают всё большее количество моделей этим функционалом, добавил руководитель направления департамента розничного бизнеса Новикомбанка Евгений Гладилин.

 Оплата покупок с мобильного телефона через сервис Android Pay

Оплата покупок с мобильного телефона через сервис Android Pay

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Смартфоны с NFC на сегодня составляют около трети рынка мобильных аппаратов, сообщили «Известиям» в пресс-службе «Вымпелкома». Такие же данные предоставили и в группе МТС. Как отмечается в исследовании, за прошлый год количество проданных телефонов с функцией бесконтактной оплаты выросло на 41% и составило 11 млн штук. Граждане потратили на них суммарно 304 млрд рублей, что на 36% больше, чем годом ранее. Для сравнения: на развитие Крыма и Севастополя до 2022 года правительство выделило 300 млрд рублей.

Платежи с помощью смартфона безопаснее, чем обычной банковской картой, указали «Известиям» в пресс-службе МТС Банка. При совершении операции реальные реквизиты карты не передаются, ее номер замещается специальным кодом — токеном. Если даже злоумышленник перехватит токен, то он не сможет совершить по нему оплату в интернете или снять деньги в банкомате. А если смартфон теряется, то платежная информация остается защищенной встроенными функциями мобильного устройства.

Рост количества платежей с помощью смартфонов продолжится и в этом году, указал Евгений Гладилин. По его прогнозу, в 2019-м с помощью телефона будет производиться каждая шестая трансакция. В 2018 году таким был лишь каждый девятый платеж.

В ловушке «игры»

Наряду с оплатой телефонами на рынке появилась возможность рассчитаться с помощью колец, браслетов и прочих форм-факторов, однако, по мнению экспертов, наиболее популярным девайсом для бесконтактного платежа останется все-таки смартфон. По словам начальника управления развития цифровых каналов Промсвязьбанка Александра Азнавура, телефон в перспективе может работать как канал доставки пластиковой карты. Директор по работе с партнерами розничного бизнеса Альфа-банка Даниил Подколодный рассказал, что с прошлого года банк предоставляет возможность мгновенного выпуска карты и ее онлайн-загрузки в Apple Pay или Google Pay без получения пластика. При таком интересе и популярности платежей с помощью телефона пластиковые карты могут исчезнуть с рынка в перспективе 5–10 лет, прогнозирует Алексей Казаков.

Однако у такого тренда есть и свои минусы, предупредил Евгений Гладилин. У граждан снижается самоконтроль, и они совершают больше покупок, чем им необходимо. Ведь такой «игровой» способ оплаты стимулирует увеличение количества трат. Об этом заявляют и опрошенные «Известиями» пользователи Apple Pay. Так, москвич Севастиан рассказал, что заметил увеличение своих расходов после того, как перешел с оплаты пластиком на «бесконтакт».

— Я пользуюсь этой системой уже около двух лет и заметил, что стал тратить больше, чем раньше, когда расплачивался обычной картой или наличными, — признался он. — Хотя сразу это не бросается в глаза: покупка происходит фактически моментально, и ты даже не успеваешь обратить внимание на итоговую цену товаров на кассе магазина. А когда сверяешь свои нынешние расходы за месяц с прежними, видишь ощутимую разницу. Но всё равно для меня эта система гораздо удобнее, чем традиционные способы оплаты.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Другой любитель расплачиваться в магазинах телефоном — москвич Кирилл — подтвердил, что уследить за тратами, когда расплачиваешься везде телефоном, стало действительно труднее.

— Раньше от покупки чего-то ненужного меня останавливало, например, то, что было лень доставать кошелек, искать карту или не хотелось возиться с наличными деньгами. Сейчас, когда купить что-либо стало настолько просто, что достаточно нажать буквально две кнопки на телефоне, трат стало больше. По итогам месяца обнаруживаю в списке своих покупок то, чего раньше, вероятнее всего, покупать бы не стал, — отметил Кирилл.

Пользователи, использующие гаджеты в качестве оплаты, примерно на 20% активнее совершают трансакции, чем клиенты, которые рассчитываются обычной картой, подтвердили и в пресс-службе ВТБ.

 

Читайте также
Реклама