До окончания президентской гонки на Украине остается чуть больше недели. В содержательном плане избирательная картина по-прежнему выглядит пустой и малоинтересной. Однако отсутствие новых смыслов с лихвой компенсируется обильными светошумовыми эффектами. По мере приближения «часа икс» украинская избирательная кампания по своей стилистике и накалу, пожалуй, уже вышла за рамки относительно цивилизованного «Карточного домика» и всё больше походит на черную трагикомедию «Грязь».
Война компроматов на финальном этапе выборов перешла ту грань, которая отделяет конвенциональное политическое соперничество от политической борьбы не на жизнь, а на смерть. Поддерживающие Зеленского СМИ, такие как принадлежащий олигарху Игорю Коломойскому канал «1+1» , не только широко освещали коррупционные скандалы в ближайшем окружении президента и организованные его штабом фальсификации в первом туре голосования. В своих материалах они не постеснялись и не побоялись перейти на личности. С илистого компроматного дна были подняты и пущены в ход даже слухи о якобы имевшей место причастности Порошенко к убийству его брата Михаила.
Поэтому нельзя сказать, что вся мощь черного пиара сосредоточена лишь на одном из кандидатов. Однако фавориту избирательной гонки по меньшей мере хватило рассудительности и элементарного такта не становится ретранслятором негативной информации об оппоненте лично. В то время как действующий президент, объективно располагая значительными административными, медийными, организационными, финансовыми и людскими ресурсами, зачем-то решил персонально включиться в диффамационную кампанию против Зеленского.
Разумеется, в ситуации критического отставания и маячащего на горизонте разгромного поражения применение черного пиара не может само по себе считаться чем-то совершенно неоправданным или тем более недопустимым. Однако источником его распространения должны быть «лидеры мнений» из числа полуофициальных и неофициальных сторонников президента, но уж точно не глава государства.
Лично продвигая тезис, например, о потенциальной наркозависимости своего оппонента (пусть и в немного завуалированной форме), Порошенко совершает непростительную политтехнологическую ошибку. Таким образом он не только фокусирует на своей персоне негативную электоральную отдачу от вброса компромата, но и мобилизует голосовать за Зеленского как его симпатизантов, так и значительную часть колеблющегося электората. Увидев, как беззастенчиво травят соперника дискредитировавшего себя президента, многие просто проголосуют 21 апреля по принципу секретарши Верочки из «Служебного романа»: «Значит, хорошие сапоги, надо брать».
Когда в штабе Порошенко решают разместить ультраагрессивный ролик со сбитым грузовиком Зеленским на официальном Telegram-канале президента Украины, это должно быть воспринято не только как совершеннейшая дикость, но и как прямая угроза в адрес потенциального победителя второго тура выборов. И ведь уже даже излишне говорить о том, что Порошенко пробил своим упрямым лбом очередное дно. Похоже, что именно такая «бездонная» фантазия команды президента станет одним из решающих факторов его окончательного провала, который затем будет по косточкам разбираться практикующими политтехнологами в условном разделе «Как потерять сторонников и заставить всех тебя ненавидеть».
Похоже, что штаб Порошенко просто решил под занавес кампании массировано и без особой фильтрации вывалить на головы избирателям все свои пропагандистские наработки. Независимо от их качества, уместности и, главное, агитационного эффекта. Иначе как можно объяснить появление на улицах крупных украинских городов билбордов с российским президентом?
Неужели после того, как в первом туре искусственное и почти карикатурное противопоставление «либо Порошенко, либо Путин» обеспечило сокрушительную победу последнего, от этой ущербной конструкции нельзя было отказаться? Зачем было дожидаться новой волны негативных откликов, чтобы все-таки вынести не участвующего в избирательной гонки главу соседнего государства за рамки политической полемики?
Конечно, зачастую избиратели бывают излишне наивными и доверчивыми, слишком эмоциональными. И чаще всего делают, мягко говоря, не совсем рациональный выбор. Но считать их полными идиотами всё же не стоит. Общее неприятие проводимой штабом Порошенко кампании с решающей ставкой на черный пиар свидетельствует о том, что украинский народ значительно более умен и разборчив, чем принято считать в окружении пока еще действующего президента.
Напоследок очень бы хотелось бегло коснуться идейной составляющей завершающейся избирательной кампании на Украине. Но, к сожалению, это едва ли представляется возможным. В настоящий момент для украинского истеблишмента место серьезного анализа политики, по сути, заняла шутовская политика анализов. Именно вокруг процесса их сдачи, а не реального политического процесса причудливо выстраивается смысловое ядро всей финальной части агитационной кампании. Порошенко в свойственной ему манере уже успел провозгласить всё это стремящееся к абсурду действо «вопросом национальной безопасности». И ведь за тем, как кандидаты на президентский пост наперегонки меряются пробирками, не только со смехом, но и с напряженным вниманием следит огромная 40-миллионная страна. О какой содержательной стороне такой избирательной постановки вообще может идти речь?
Автор — руководитель аналитического центра «СтратегПРО»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции