Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«Алла Пугачева собственными руками соорудила себе пьедестал»
2019-04-11 13:31:53">
2019-04-11 13:31:53
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

15 апреля Алле Пугачевой исполняется 70 лет. Народная артистка СССР, примадонна российской эстрады, женщина, которая поет, — у нее много званий, официальных и не очень. Но для всей страны достаточно одного имени — Алла, — чтобы понять, о ком идет речь. И деятели культуры, которых опросили «Известия», в этом смысле не исключение.

Александр Розенбаум, народный артист России

Меня с Аллой Пугачевой познакомил в Ленинграде певец и композитор Виктор Резников. Она сразу показалась мне своим человеком. Как говорят, своя в доску. Понимающая, разумная, адекватная, непонтовая.

У нее потрясающая чуйка на хиты. Но самое главное, что она никогда не фальшивила, не гналась за сиюминутным успехом, за модой. Алла шла своей дорогой, не пересекаясь ни с кем. При этом, не предавая себя, прежде всего. Это очень важно в искусстве, и очень сложно.

В свое время Алла перевернула советскую песню, да и эстраду вообще. Алла привнесла свое, стала петь баллады, чего не было раньше в принципе. Пугачева стала первой ласточкой современной музыки. Сейчас у молодежи есть свои ориентиры. Только время сможет оценить эпоху и людей, которые в ней жили и работали. Но для нас с вами Алла Пугачева — выдающийся человек, крупная личность.

Я боюсь громких слов, таких как «эпоха», но в случае с Аллой Пугачевой это уместно. Обычно на эту тему говорят потомки. Так правильнее. Но я не покривлю душой, если скажу, что в отношении Пугачевой можно точно рассуждать о роли личности в истории. И дай Бог тебе, Алла, здоровья еще на долгие годы.

Александр Буйнов, народный артист России

Вклад Пугачевой в развитие отечественной эстрады неоценим. Она собственными руками соорудила себе пьедестал и поднялась на такую высоту, что трудно говорить о ней без пафоса. И никто ее оттуда не сможет скинуть.

Я читал и слышал в ее адрес такие реплики: «Достала! Уходи! Убирайся! Ты не даешь дорогу молодым!» и прочее. Но это все от зависти и собственного бессилия. Второй такой, как Алла, не существует. И если вдруг какая-то девочка скажет: «Я пою точно так же, как Пугачева», это ничего не значит. Голос может быть похож, но ты поешь как пересмешник, как попугай.

Чтобы сравняться с ней, нужно пройти ту школу, которую она прошла, прожить жизнь. Алла из такого нутра достает звуки... Это может только настоящая женщина и большая драматическая актриса.

Я влюбился в нее, как только увидел. Мы с «Веселыми ребятами» были на гастролях где-то в Сибири. И нам кто-то сказал: «Там одна чувиха у «Москвичей» так поет!» Алла тогда работала с этим ансамблем. И мы с пацанами решили сходить на ее выступление. Когда Пугачева запела, мы поняли, что это лучшая певица, какую мы слышали и видели. А какие у нее ножки!

Мы решили, что такая девчонка нужна «Веселым ребятам». И увели Аллу. Когда она спела «Арлекино», началась какая-то нереальная слава. Мы с этой песней вставали, с ней ложились, мы ненавидели ее, потому что Алла заканчивала концерт ею. В какой-то момент мы решили расстаться с Пугачевой. Потому что пришло время ей быть Примадонной, а нам продолжить свое братское дело в ансамбле «Веселые ребята».

Григорий Лепс, заслуженный артист России

Алла Борисовна чувствует талант. Она сразу видит, есть у артиста шансы или нет. Можно обладать великолепными голосовыми данными, но петь в пустоту. Она может прошептать со сцены, но ее слова дойдут до сердца. Она может просто разговаривать — и заставит весь зал рыдать. Такие случаи я наблюдал. Для нашего государства Алла Пугачева — великий человек, великая женщина. Второй такой нет и не будет.

Дима Билан, заслуженный артист России

Алла Борисовна умеет удивлять своего зрителя. Однажды сказала, что уходит, а теперь готовится к концерту, на который невозможно достать билеты. Она всегда была искренна на сцене и никогда ничего не таила. Аллу Борисовну можно считать родоначальником музыкального эстрадного театра. Каждая ее песня — история. И ни одной проходной. Пугачева — великая актриса, которой на сцене не нужно антуража и реквизита.

В тех условиях, в которых она начинала свою карьеру, надо было приложить серьезные усилия, чтобы оставаться интересной своим слушателям. А вспомните ее поездку в Чернобыль. В тот момент, когда оттуда все бежали, Алла Борисовна отправилась к рабочим, ликвидирующим последствия взрыва на атомной станции. Ее музыка была лекарством на все случаи жизни. И на фоне этого поступка чье-то нытье о сложностях нынешней жизни просто смешно. Молодежи стоит поучиться ее стойкости.

Ее голос, музыка, умение быть разной, не идти на поводу у публики, держаться своего курса уникальны. Можно кричать дурниной, а можно выйти и тихо спеть, как Пугачева. До какой-то музыки надо дорасти. И только со временем ты понимаешь, о чем песни Пугачевой. Музыка Аллы Борисовны уникальна, она объединяет поколения.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа

Алла Борисовна окончила в 1981 году эстрадный факультет ГИТИСа. У нее уникальный талант, она была режиссером и автором своих песен, как сюжетов, историй, спектаклей. Причем это ее природный дар, развившийся еще до поступления в ГИТИС. Один из первых ее ярких выходов на сцену с песней «Арлекино» показал, что она умеет создавать характер. Каждая ее последующая песня — это новый герой, новый характер и новая жизнь. При безусловном доминировании сильнейшей и невероятно яркой личности ее умение находить новые образы, стараясь не повторяться, и развивать уже имеющиеся, поразительно.

Конечно же, Алла Борисовна — человек, которого не только приятно любить, быть ее фанатом, но и интересно думать о ней, как о фигуре театра в широком и узком смысле. Она может быть предметом для серьезного исследования о светской жизни. Такая работа, думаю, будет не менее продуктивной и увлекательной, чем история ярких романов Аллы Борисовны.

К сожалению, народная артистка СССР — достаточно закрытый человек и мне пока не удается осуществить одну давнюю мечту. Я бы очень хотел, чтобы она побывала в родном ГИТИСе и встретилась с нынешними студентами, которым уж точно есть чему у нее поучиться и о чем спросить в отношении профессии.

Александр Стефанович, режиссер

Алла стартовала одновременно с несколькими певицами приблизительно одного поколения — Лариса Долина, Ирина Отиева, Ирина Понаровская. У них было высшее вокальное образование, а у Аллы не было, она окончила училище как дирижер-хоровик. Однако у нее очень сильной стороной была артистичность. Она была «клоуном в юбке». Бывают актрисы лирические, а бывают — характерные. Вот у нее эта характерность была видна с самого начала, с первого же нашего знакомства. И она в эту сторону развивалась.

Как режиссер, я давал ей какие-то советы. Например, обыгрывать на сцене платье или микрофон. Минимальными средствами можно было создавать образы. И она это делала. Стоило ей только идею кинуть, как она начинала вокруг этого импровизировать, искать воплощение.

И, конечно, важно было, что она стала петь от первого лица. Однажды мы разговаривали с Леонидом Дербеневым, который нас и познакомил. И мы его посвящали в наши идеи, а он не понимал: «Что значит петь от первого лица? Можно ведь петь от имени не только себя настоящей, но и, например, волшебника-недоучки» (была такая песня у нее). А Алла сказала: «Лёнь, я хочу говорить как человек из толпы, я такая, как все». И он тогда написал свою великую песню «Так же, как все». Не все знают, что для Аллы это в каком-то смысле программная песня.

Мы жили на кураже — хохмили, придумывали что-то… Это была не просто ломка старых канонов, а открытие того, что можно было делать на эстраде. Что-то мы видели по телевизору, ну, а некоторые западные исполнители приезжали в СССР на гастроли. Алла все впитывала как губка, равно как и советы. Но она всегда делала то, что хотела. Ей невозможно было что-то навязать. И главное — она очень самодостаточна, талантлива и артистична и пробилась бы в любом случае, без всяких советов.

Любовь Успенская, певица

Мой дядя был директором Московской филармонии. Он знал Аллу еще до того, как она стала всесоюзной любимицей. От него я впервые услышала о «талантливой певице». Когда она спела «Арлекино», это была бомба. В то время в СССР у эстрадных певцов манера пения была какая-то зажатая, они были похожи один на другого. А у Аллы всё было вне советских шаблонов, непривычно для нашего уха. И с того момента Пугачева — моя любимая певица. Я вслушиваюсь не только в ее прекрасный голос, но и в стихи, на которые положена музыка. Они глубокие, осмысленные.

Нет песни из ее репертуара, которую бы я не спела. Признаюсь вам, я на ее песнях столько заработала в Америке! Когда жила в Нью-Йорке, пела в ресторане. До Америки медленно доходило, какие у нас там певицы, что за репертуар. А Аллу знали все. «Озеро надежды» пользовалась неимоверным успехом. Песня очень сложная, и я уже была не рада, что показала ее слушателям. Заказывали «Озеро надежды» по пять-шесть раз за вечер.

А когда я вернулась в 1994 году в Москву, она пригласила меня на свой концерт в «Олимпийский». Мы пришли с Александром Буйновым. Алла встретила меня, будто мы знакомы много лет. Меня всегда восхищали ее простота и чувство юмора. А еще Алла близко к сцене не допускает бездарностей. Где может, там перекрывает им кислород. Молодец! Потому что их не должно быть в искусстве. Только истинные таланты с хорошими от природы голосами.

Я на Аллу посмотрела и стала, как она, выходить на сцену в коротких платьицах, чтобы ноги видно было. И это дало определенную свободу. Не боишься, что зацепишься подолом и упадешь.

Тому, что она 10 лет назад решила больше не петь, возможно, причиной — отсутствие песен. Алла не будет петь что попало. К тому же у нее появились маленькие дети. Но думаю, что Алла Пугачева еще удивит страну. И докажет, что такие звезды не гаснут.

Пелагея, певица

Несколько лет назад мне предложили принять участие в концерте, посвященном Дню Победы, в Кремлевском дворце. Алла Борисовна была художественным руководителем этого песенно-драматического действа. Репетицию мне назначили на 9 часов утра. К назначенному времени должны были прийти все службы и главное — сама Алла Борисовна. И в день репетиции я проснулась от телефонного звонка. Снимаю трубку, на том конце провода подруга: «Полечка, ты где?» — «Дома». И слышу, фоном кто-то кричит: «Срочно Пелагею на сцену!» Тут я понимаю, что проспала, что «срочно» на сцену не выйду.

Быстро оделась — и в метро. Еду и придумываю, что я скажу. Отмазка, что кто-то заболел — несерьезна. На всю жизнь я запомнила тот момент, когда после часового опоздания я появилась перед ожидавшими. В голове крутилось: «Может, это мой последний выход на сцену». Я сжалась, стала меньше ростом и сказала: «Простите, проспала». «Я вижу. Иди, пой», — сказала мне великодушная Алла Борисовна. Это был один из самых мощнейших стрессов в моей жизни. С тех пор я никогда не просыпаю.

Александр Орлов, режиссер

Мы познакомились еще до фильма «Женщина, которая поет», где я был режиссером, она пела в двух моих картинах. Тогда мы быстро подружились. И я стал ее вечным лоббистом. Всем говорил: «На вас надвигается тайфун по имени Пугачева». Надо мной даже смеялись, но когда все случилось, люди осознали меру своего недопонимания. С Аллой в нашу эстраду пришло нечто небывалое. Это была действительно новая интонация, новый взгляд на жанр песни как таковой. Не просто пропевание звуков — впервые мы стали понимать все слова и смысл их соединения...

Это как раз то, что было необходимо. Я думаю, она сильно повлияла на дальнейшую вокальную школу эстрады. Не все это поняли поначалу, но ничего, так часто бывает. Помимо творческого таланта, судьба наделила ее талантом житейским, на который она счастливо опирается всю жизнь. У нее серьезный житейским ум. Поэтому все смены власти, слом экономических систем на нее мало влияли. Она не то чтобы не замечала перемен — она их впитывала в себя и шла дальше.