Слив засчитан: раскрывшего махинации футбольных бизнесменов блогера упрятали за решетку
Его зовут Руи Пинту, ему чуть за тридцать. Он — португалец, благодаря которому правосудию удалось раскрутить мошеннические схемы уклонения от уплаты налогов таких знаковых фигур мирового футбола, как Жозе Моуринью, Жорже Мендеш, Лука Модрич и сам «великий, красивый и богатый» Криштиану Роналду. Организованный Пинту сайт Football Leaks стал местом, куда сливался весь компромат на большие деньги мирового футбола. «Известия» о том, как теперь «воротилы от мяча» руками португальской Фемиды хотят заставить Руи Пинту заплатить за желание сделать футбол чистым.
Организатор «большого слива»
Миру (и не только футбольному) он представился как Джон, скрывшись, как и многие информаторы, прекрасно понимающие, на что идут, под псевдонимом. Настоящее же его имя — Руи Пинто. Осенью 2015 года он впервые опубликовал в интернете договоры о купле-продаже игроков, контракты футболистов и многие другие документы в своем скромном блоге на платформе WordPress. И уже одно это разворошило муравейник футбольной индустрии. Весной 2016 года он пошел дальше и решил поделиться с объединением европейских репортеров, работающих в жанре журналистских расследований, EIC (European Investigative Collaborations), самой большой утечкой в истории спорта. Это кардинально расширило его игровое поле. Когда «Футбольные утечки», увидели свет на страницах таких входящих в EIC изданий, как Der Spiegel, Mediapart и El Mundo, футбольный бизнес испытал настоящий апоплексический удар.
Слив информации — оружие обоюдоострое. Человек, делающий компромат на сильных мира сего достоянием гласности, должен понимать, что просто так ему это с рук не сойдет, что бы ни рассказывали еврочиновники об уважении свободы слова и прав человека.
16 января 2019 года Руи Пинту был арестован в Будапеште и через два месяца с небольшим экстрадирован в Лиссабон, где его обвинили в «краже персональных данных» и «попытке вымогательства», что тянет по законам Португалии минимум на 10 лет тюрьмы. На прошлой неделе суд по уголовным делам португальской столицы отправил «чистильщика футбольных авгиевых конюшен» под арест до суда. Ни одна из стран, с удовольствием попользовавшихся выложенной «Джоном» информацией и взыскавших недоплаченные налоги с уклонистов, не высказалась в защиту Пинту. Вряд ли он ожидал, что благодарность за труды ему будет выражена в такой форме.
Он родился в Вила-Ново-де-Гайо, городке, раскинувшемся неподалеку от Порту. Мать Руи умерла от рака, когда мальчику было 11 лет. Отцу, дизайнеру обуви, заниматься воспитанием сына было некогда: мальчишка быстро утратил интерес к учебе, но компенсировал эту потерю огромной увлеченностью всем тем, что касалось мяча.
«Будучи подростком, я научился создавать базы данных: указывал итоги матчей, бомбардиров и стадионы, на которых команды играли. Анализ результатов неожиданно подтолкнул меня к выводу, что в футболе далеко не всё чисто», — объяснил он в интервью Der Spiegel причины своего расследования 2015 года, известного как FIFAGATE. Того самого, которое поставило неприятную точку в карьере руководителей ФИФА и УЕФА Йозефа (Зеппа) Блаттера и Мишеля Платини.
Цунами
«После того как в высших международных футбольных инстанциях случились тектонические подвижки, я решил обратить внимание на национальные федерации. Начал, естественно, с Португалии. Заметил интересную тенденцию: в операциях по купле-продаже игроков всё больше и чаще стали участвовать инвестиционные фонды. Мне показалось это подозрительным, и я начал копать».
Копал он из Будапешта, города, куда приехал по программе Erasmus получать диплом историка. Полностью курс университета окончить ему так и не удалось — расследование отнимало столько времени, что на обучении пришлось поставить крест. Пинту, часто называемый в прессе «хакером», никогда не посещал курсы продвинутого компьютерного программирования. И именно на этом сегодня основывается его защита, утверждающая, что он просто не мог взламывать сайты и серверы, поскольку понятия не имел, как это делается, и добывал информацию через открытые источники и встречи с людьми.
«Когда я обращался в Doyen, то просто хотел выяснить, во сколько оценивается собранная мной информация. И никогда речи не вел о том, чтобы мне эти деньги заплатили за мое молчание», — сказал Руи в январе 2019-го в интервью Der Spiegel, единственному СМИ, которому он, по собственному признанию, доверяет.
Причиной такого доверия стал Рафаэль Бушманн, редактор отдела расследований немецкого еженедельника. Как и многие другие репортеры, немец пытался связаться с Пинто по электронной почте, указанной в его блоге. Но в отличие от всех остальных Рафаэль не оставлял попыток добиться своего после молчания в ответ и продолжал слать письма, пока не получил ответ. Вскоре последовала и личная встреча — на трибуне стадиона Volksparkstadion, на поле «Гамбурга», во время матча Бундеслиги. Пинто в ходе этого рандеву, достойного шпионского сериала, передал Бушманну восемь жестких дисков с 1,9 Тбайт информации.
Документы, собранные Пинту, разоблачали экономические преступления игроков, клубов и организаций на самом верху мирового футбола. После семи месяцев расследования 60 журналистов EIC, получивших информацию Football Leaks, опубликовали несколько материалов. Они рассказали, как клиенты Жорже Мендеша, в том числе Криштиану Роналду и Жозе Моуринью, использовали офшорные убежища, чтобы избежать уплаты налогов в Испании; как другие игроки, такие как Лука Модрич, направляли деньги в Голландию или Люксембург с той же целью. Как УЕФА покрывал «финансовый допинг» французского «Пари-Сен-Жермен» или британского «Манчестер Сити»; как такие агенты, как Мино Райола, «закручивали гайки» футболистам, которых они представляли в трансферах, и обдирали их как липку. Как инвестиционные фонды, такие как Doyen, маневрировали, чтобы продолжать работать по всей Европе, несмотря на законы, которые их сдерживали... и так далее. Десятки и сотни откровений, крайне неприятных для ведущих фигур бизнеса на футболе.
Некоторые из главных героев этого скандала выступили с осуждением вовлеченных в его освещение средств массовой информации, чтобы попытаться остановить их. Жалоба КР7 привела даже к тому, что тогдашний глава второй инстанции суда по предварительным расследованиям Мадрида Артуро Самарриего попытался запретить распространение «Футбольных утечек» по всей Европе. В частности, такой запрет в виде предостережения поступил в испанскую El Mundo. Однако газета решила, несмотря ни на что, исполнить свои профессиональные обязанности по информированию общества. И это привело к судебному делу, по которому были обвинены тогдашний директор Педро Гарсия Куартанго, управляющий директор редакционной группы Антонио Фернандес Гальяно и три редактора.
Информатор вне закона
Но основным направлением атак, как и ожидалось, был Руи Пинту. На него развернулась настоящая охота: португалец перешел на полулегальное положение, путешествуя по континенту и не задерживаясь более недели ни по одному адресу. Но его всё равно вычислили и задержали.
Первое расследование деятельности Пинту было инициировано с подачи Нелио Лукаса, уроженца Португалии и генерального директора инвестиционного фонда Doyen. Известный своими соглашениями с испанскими «Атлетико», «Севильей», «Валенсией», «Хетафе», «Гранадой» и «Спортингом», несмотря на ограничения FIFA, фонд Doyen, покупал и продавал права игроков, чтобы извлекать прибыль в будущих операциях. «Футбольные утечки» практически с самого начала своей разоблачительной деятельности взялись именно за эту контору.
Именно по этой причине разгневанный Лукас выступил с осуждением деятельности Пинту в конце 2015 года, когда проект Football Leaks был еще просто блогом. Глава фонда утверждал, что кто-то от имени портала потребовал с Doyen €1 млн в обмен на прекращение публикации документов. По существу «Джон» обвинялся в вымогательстве. Пинту всегда отрицал это, заявляя, что он только пытался определить в виртуальном общении с гендиректором цену имеющейся в распоряжении Football Leaks информации. С подачи Лукаса расследование в Португалии «фактов оговора» продолжилось, и Football Leaks в скором времени стал считаться «международной преступной организацией».
Пинту взяли в декабре 2018 после очередных (и на настоящий момент последних) публикаций в Der Spiegel, Mediapart и других СМИ, чьи журналисты участвуют в EIC. В течение двух месяцев он оставался под домашним арестом в Будапеште, пока не был удовлетворен запрос на экстрадицию, направленный венграм португальским судом. К моменту ареста Пинту уже сотрудничал с французскими властями, надеявшимися с помощью предоставленной им информации прижать к ногтю неплательщиков налогов из футбольной сферы.
Как ни парадоксально, арест футбольного Робин Гуда произошел ровно через три дня после того, как Европейская комиссия единодушно проголосовала за защиту граждан, которые раскрывают секреты в общественных интересах. То есть фактически к Пинту уже можно было применить эту меру, но...
Теперь, сидя за решеткой, он может служить примером для других «разгребателей грязи»: молчание — не только золото, но еще и свобода и, вполне возможно, жизнь.
«Роналду мой кумир, но истина дороже»
Пинту не бросили в беде общественные организации — Freedom of the Press Foundation, The Signals Network, Oxfam. «Пинту заслуживает поддержки всех тех, кто привержен идее защиты свободы прессы и журналистских расследований», — говорит Дельфина Халганд-Мишра, исполнительный директор The Signals, которая в настоящее время частично финансирует команду адвокатов португальца.
По мнению Дельфины, «властные структуры просто обязаны поддержать Пинту и высоко оценить результаты его работы, ведь он вскрыл множественные факты уклонения от уплаты налогов некоторыми лицами на очень крупные суммы, то есть не позволил, чтобы государствам был причинен серьезный ущерб. Известно, что испанские фискальные органы пользовались документами, выложенными на Football Leaks, чтобы выявить неуплаты нескольких футболистов и тренеров, включая Криштиану Роналду».
«Я — фанат Криштиану, я считаю его величайшим игроком всех времен, но мастерство не должно давать права на льготы при уплате налогов. И потому поклонение виртуозности Роналду мне нисколько не мешало публиковать данные о нем, которые его не красят, сказал Пинту в интервью, выложенном на французском портале Mediapart в январе 2019 года. — Перед законом мы все должны быть равны. Все документы, выложенные мной в интернете, подлинные, я никого не оболгал, и я должен был сказать миру правду».
Пока Европейский союз неспешно обсуждает вопрос о поддержке информаторов, Руи Пинту грозит 10 лет тюрьмы в Португалии за «кражу персональных данных», которую он не совершал, и «попытку вымогательства», которую он не предпринимал.